Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Учитель-дефектолог ЦКРОиР

Учите рисовать в нетрадиционной технике

Развитию детского изобразительного творчества способствует использование приёмов нетрадиционного рисования. Вот некоторые из них:

«Пальцевая живопись» - краска наносится  пальцами, ребёнок опускает пальчик в гуашь и наносит точки,  пятнышки на бумагу.

«Рисование ладошкой» - ребёнок опускает  свою ладошку в плоскую розетку с гуашью и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

«Оттиск печатками» - Для этого изображение вырезается из картофеля, ластика, плотного поролона, либо используются пробки разного диаметра, листочки растений. Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

«Рисование методом тычка» - ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

«Оттиск мятой бумагой» - ребёнок  прижимает мятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и розетка  и смятая бумага. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

«Рисование ватными палочками» - карандашом нанесите рисунок на бумагу. Ребёнок опускает ватную палочку в гуашь и наносит точки, пятнышки. Сначала можно нарисовать по контуру, а затем заполнить весь рисунок точками.  Для каждой новой краски  берите  новую палочку.

Умение пользоваться нетрадиционными техниками позволит детям получить удовольствие от работы. Пусть творчество доставит радость вам и вашим детям.

Амельянчик Л.В., учитель-дефектолог ЦКРОиР

Значение педагогической работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников

(методические рекомендации для педагогов  дошкольных учреждений)

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками всё более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи у ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее   совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка.

Преимущественно в работе над тонкой моторикой рук педагогами  применяются специальные упражнения (пальцевая гимнастика) различной направленности: статические (удержание приданной пальцам определенной позы), динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую), расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др. Однако, зачастую непродуманное искусственное использование этих упражнений не вызывает у детей интереса к ним и не дает достаточного корригирующего эффекта. Эффективность занятий, интерес детей к ним можно повысить, если упражнения пальцевой гимнастики проводить во время чтения детям стишков, сказок, рассказов, работы с ними над потешками, прибаутками, любым речевым материалом. Одновременно со слушанием, дети вместе со взрослым «инсценируют» содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др. Разучиваемые на таких занятиях пальцевые движения дети включают в дальнейшем в самостоятельные игры-инсценировки, совершенствуя двигательные навыки пальцев рук.

Таким образом, пальцевые упражнения, моделирующие окружающий предметный мир ребенка, при умелом их включении в контекст различных занятий и режимных моментов могут способствовать развитию у детей элементов их двигательного поведения, обусловленного игровой, бытовой или учебной ситуацией.

В норме спонтанному развитию тонкой моторики рук, ручной ловкости дошкольников способствуют разнообразные занятия по конструированию, изобразительной деятельности, ручному труду и многие другие. Эти же занятия с различными материалами можно использовать для коррекции и развития тонкой моторики рук детей с речевой патологией. При этом наряду с постановкой основных задач того или иного занятия, в зависимости от вида ручной деятельности потребуется определение дополнительных коррекционных целей, а в связи с этим — модификация содержательной и операциональной стороны моторных действий и др.

Кроме того, в случаях затруднений в овладении тонкими ручными действиями ребенок будет нуждаться в дополнительном исследовании двигательной сферы с целью организации коррекционно-педагогической работы с ним по индивидуальной программе. Такой подход к коррекции и развитию тонкой моторики рук у дошкольников (в процессе конкретной ручной деятельности) в сочетании с пальцевой гимнастикой, как показывает практика, позволяет успешно совершенствовать двигательную сферу детей, развивать зрительно-пространственные координации, активизировать познавательную и речемыслительную деятельность.

Важным средством развития тонкой моторики рук служат также упражнения с предметами, поскольку именно предметно - манипулятивная деятельность лежит, главным образом, в основе развития двигательных функций рук.

На протяжении первых лет жизни ребёнка его мозг проделывает огромную по сложности и объёму работу. В это время ребёнок знакомится с окружающим его предметным миром и отношениями вещей, овладевает речью, учится общению с людьми. Едва ли будет преувеличением сказать, что в этом прогрессе функций мозга ребёнка очень большая роль принадлежит двигательному анализатору.

Двигательная система оказывает влияние на весь организм в целом, но особенно велико влияние  на деятельность мозга. Как формы, так и пути этого влияния очень разнообразны, и представляется важным проследить их развитие в ходе формирования высшей нервной деятельности ребёнка.

Тренировка пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

О тесной связи функции руки и речи говорят многие наблюдения невропатологов и дефектологов. При поражениях речевой моторной области утрачиваются тонкие движения пальцев рук; известно, что у глухонемых детей, разговаривающих с раннего детства с помощью дактилологической речи (с помощью пальцев), речевые области оказываются сформированными; это видно из того, что при обучении звуковой речи они не встречают особых трудностей. Те же дети, которые были обучены общению с помощью крупных жестов, на овладение звуковой речью затрачивают очень много усилий и времени.

Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция кисти руки есть ещё одна речевая зона мозга.

В народе  широко  распространены  поговорки,  отмечающие  тесную  связь  между активностью кисти и психическим состоянием: «Все  из  рук  валится»,  «руки опускаются» и т.п.  Качественная  работа  должна  быть  направлена  как  на изменение  конкретного  вида  неправильного  навыка,  так  и  на  укрепление здоровья ребенка и развитие его ручной умелости.  Фактически  речь  идет  об организации всей жизни ребенка  таким  образом,  чтобы  в  его  повседневной деятельности развивались точность  движений  руки,  ловкость  пальцев,  сила кисти, т.е. качества, которые позже будут необходимы для успешного  обучения письму.

Забота  близких  о  здоровье  ребенка  имеет  огромное  значение  для правильного   и   своевременного   развития   движений   руки.    Проведение закаливающих процедур,  соблюдение  гигиенических  требований  к  одежде,  к микроклимату  помещений,  где  ребенок  проводит  большую   часть   времени, соблюдение режима  сна  и  бодрствования,  способствует  укреплению  здоровья ребенка, является действенной профилактической  мерой  против  перенапряжения нервной системы, обеспечивают хороший эмоциональный настрой, помогая  прочно и быстро усваивать новые умения и навыки. Эпизодическая работа по развитию мелкой моторики не может дать заметного положительного эффекта. Возникает необходимость выделить время в занятиях, чтобы сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной и результативной. Оптимальным является использование в этих целях физкультминуток на занятиях с детьми.Традиционные физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие детей.

            Необходимо:

 -сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей;

-сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, выделив для неё оптимальное время;

 -повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.  Длительность физминутки в одном занятии составляет 2-3 минуты. Общая сумма времени для развития пальцевой моторики составляет для каждого ребёнка 6-9 минут в день. Текст избирается такой, чтобы в одной физпаузе содержалось большее количество разнообразных пальцевых движений, и они сочетались бы с произносимыми стихами. У большинства детей возникают трудности: пальцы малоподвижные, движения неточные, темп даже самых лёгких упражнений замедленный. Такая необычная игровая деятельность вызывает у детей интерес и яркий эмоциональный настрой, что позволяет предельно мобилизовать их внимание. Желание быстро и точно воспроизвести пальцевую фигурку стимулирует запоминание. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физминутки играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи. Такой подход позволяет следующее:

 - регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;

-совершенствовать внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью;

-облегчить усвоение навыков письма будущими школьниками.

Первое, с чем встречается ребёнок при попадании в группу - это предметно-развивающая среда. На свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание играть с ними. Кроме традиционных застёжек, шнуровок, конструкторов и мозаик можно предложить:

-мячи (каучуковые, колючие, рифлёные, плюшевые, соксы – вязаные и набитые пластмассовыми пульками);

-пробки от пластиковых бутылок: для игр на запоминание названий цветов, как «башмачки» для пальцев, для нанизывания бус;

-верёвки капроновые плетёные (диаметром 3-6 мм) – для завязывания узлов и с уже завязанными узлами – для перебирания узлов пальцами;

-кистевые эспандеры – для развития мышечной силы кисти;

-прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;

-щётки для волос, аппликаторы Кузнецова, коврики типа «травка» - для массажа и самомассажа ладоней;

-клавиатура от старого компьютера, кнопочный телефон;

-кастаньеты  для отстукивания ритмов;

- шаблоны (лекала) по лексическим темам – для обведения, раскрашивания, штрихования;

- игрушки типа копилок для попадания в прорезь мелкими предметами

- игрушки из «киндер-сюрпризов»  для вытаскивания из сухих бассейнов;

-«сухие бассейны» - ёмкости, наполненные горохом или фасолью, для самомассажа кистей;

-грецкие орехи – для самомассажа кистей, игры типа «китайских шаров» и др.…

 Работа по развитию кисти  и  коррекции  имеющихся  недостатков  должна проводиться в тесном контакте с родителями,  воспитателями  ДУ  и  учителями начальных классов. Это обеспечит преемственность контроля  над  формированием правильного  двигательного  навыка  и  поможет  быстрее достичь   желаемых результатов.

Амельянчик Л.В., учитель-дефектолог ЦКРОиР

               

Игра – лучший помощник в занятиях с детьми дома

В последнее время увеличился рост количества детей с задержкой речевого развития: они позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают,  их речь бедная и примитивная. Эти нарушения связаны со многими факторами: плохие экологические условия, проблемы во время беременности и родов, неблагоприятныесоциально-бытовые условия, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности ребенка. Что же сегодня делают специалисты для целенаправленного развития речи детей?

Дети вообще мало говорят, они больше смотрят и слушают (теле – аудио - видео) и редко делают что-то своими руками. Несколько десятилетий назад родителям вместе с детьми приходилось больше делать руками: перебирать крупы, мыть белье, кормить цыплят и т.д. В современном мире великое множество бытовой техники, машины выполняют за человека различные операции. Мамы, бабушки стараются уберечь детей от домашних дел, садят их перед телевизором, компьютером, чтобы не мешали.

Многие вещи и игрушки сделаны максимально удобно. Шнурки и застежки, которые ребенок должен был ежедневно завязывать и застегивать, заменились удобными липучками, в книжках наклейки -  вместо картинок для вырезания. Однако же за все приходится платить – пострадало развитие мелкой моторики у детей, которое раньше происходило автоматически, что влияет на развитие речи в целом.

Многолетняя практика работы с детьми раннего возраста показала, что хорошим средством для стимуляции речевого развития являются сенсомоторные игры. В процессе игровой деятельности у ребенка накапливается определенный опыт, при котором ребенок получает представления, которые связывает со словом. Игра и труд являются мощными стимулами для проявления детской самостоятельности в речи. Детям раннего возраста присущи подражательность, легкая внушаемость, у них преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление. Игра более, чем какая-либо другая форма активности, соответствует потребностям ребенка раннего возраста. Она является наилучшим средством для обогащения словаря, незаменима как средство развития памяти, наблюдательности. Малыши с интересом обследуют сенсорные особенности окружающих предметов: открывают и закрывают, бросают, сжимают, гладят, пробуют на вкус, то есть выполняют какие-то действия. А чтобы навык закрепился, необходимо повторение, что дети и делают с удовольствием. Кроме интересной игры, основанной на практическом опыте ребенка, используются специальные приёмы для активизации речи: просьба сказать слово, совместное проговаривание слова, договаривание слова в знакомой ребенку ситуации, которая подсказывает нужное слово, ответ на конкретный вопрос: «Кто это?», «Что это?», «Что делает?».

Развитие ребенка раннего возраста, в том числе и речевое, базируется на «трёх китах». В первую очередь, должны быть тёплые отношения с близкими людьми. Далее – сенсорное развитие: все виды чувств и восприятия, то есть чувственное познание окружающего мира. И, наконец, двигательное развитие – умение ребёнка тянуться к предметам и брать их, поворачиваться и перемещаться в пространстве, в сторону объекта, который его заинтересовал, обследовать его, понимать причинно-следственные отношения и многое другое.

Таким образом, можно сказать, что социально-эмоциональное и сенсомоторное развитие ребёнка раннего возраста являются базовыми для его последующего, в том числе и речевого развития.

Амельянчик Л.В., учитель-дефектолог ЦКРОиР

Развитие  неречевых психических функций в системе логопедической работы у первоклассников с ОНР

  Воспитание правильной речи у детей – одна из важнейших проблем общей и специальной педагогики. Все психические процессы у ребёнка – восприятие, память, воображение, мышление – развиваются с прямым участием речи.  Связь речи с другими сторонами психического развития осуществляется дифференцировано и специфично для каждого из компонентов речи.   Аналитико-синтетическая деятельность мозга  играет большую роль в процессе восприятия речи, звуковом анализе. Мыслительные процессы ребёнка занимают большое место в развитии лексико-грамматической и смысловой сторон речи. Речь развивается в тесной взаимосвязи  с формированием мыслительных процессов. Одним из важнейших условием организации мыслительной деятельности является внимание, которое направляет и регулирует процессы восприятия, памяти, мышления.

 У детей с нарушениями речи при отсутствии соответствующих коррекционных мероприятий может замедлиться темп интеллектуального развития. В силу дефекта речи такие дети мало общаются с окружающими, круг представлений в связи с этим значительно ограничивается, темп развития мышления замедляется.

  В соответствии с принципами коррекционной работы высших психических функций у детей целесообразным является постановка следующих задач коррекции:

- развитие у школьников психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления;

- совершенствование процесса произвольного внимания и улучшения его продуктивности;

- развитие способности детей  к относительно длительной и целенаправленной деятельности, подкрепленной каким-либо значимым материалом или игровой ситуацией.

  Работа по развитию неречевых психических функций должна органично вписываться в каждое логопедическое занятие с детьми. Данная примерная методика дана с учетом лексических тем занятий, виды заданий постепенно усложняются, но все задания взаимосвязаны и при необходимости могут меняться местами.

 Задания по развитию неречевых психических функций  проводятся на каждом логопедическом занятии и занимают от 3 до 10 минут. 

Цель задания

Структура задания

Оборудование

Развитие наблюдательности, внимания, памяти.

«Изучаем мир вокруг»

Картинки с мелкими различиями, таблицы, рисунки.

Развитие слухового внимания.

Игра «Что слышно?»

Музыкальные инструменты (свисток, треугольник, барабан)

Развитие мышления: уметь выделять главные, существенные признаки предметов, а также внимания.

«Кто летает?»

Картинки с изображением птиц, насекомых, летчиков.

Развитие восприятия и мышления, развитие слуховой памяти.

Беседы о времени года, признаки осени. Разучивание пословиц, поговорок об осени.

Набор картинок, плакатов об осени.

Развитие зрительного восприятия и мелкой моторики.

«Дорисуй узоры»

Индивидуальные листы с образцами узоров на каждого ученика.

Развитие мышления и внимания; развитие умения выделять существенные признаки предметов

«Кто плавает?»

Картинки с изображением рыб, плавающих животных, моряков и т.д.

Развитие зрительной памяти, восприятия

«Сложи картинку»

Разрезные картинки из 6-8 частей и образец

Развитие восприятия формы, цвета, величины.

«Геометрическое лото»

Карточки с геометрическими фигурами, или игра «Геометрическое лото»

Развитие произвольного внимания, мелкой моторики

Выкладывание  узоров из палочек

Счетные палочки, образец рисунка

Развитие восприятия цвета, памяти, внимания, мышления

«Найди предметы одного цвета»

Набор картинок.

Развитие мышления и объема памяти

«Исключи лишнее»

Карточки  и изображением предметов, один из которых отличается от остальных.

Развитие внимания, мелкой моторики.

«Штриховки»

Индивидуальные листы заданий  со штриховкой в одном направлении

Развитие внимания, координации слухового двигательного анализаторов

«Четыре стихии»

Набор картинок

Развитие слуховой памяти, внимания

«Выучи загадку»

Загадки о временах года, фруктах, овощах и т.д.

Развитие восприятия и внимания

«Найди предметы»

Картинки с изображением предметов

Развитие внимания, умения сравнивать, находить различия.

«Что изменилось?»

Карточки с изображением двух предметов с небольшими различиями

Развитие непроизвольной зрительной памяти

«Опиши предмет»

Различные фигурки зверей, овощей, фруктов, игрушки.

Развитие целостности восприятия

«Незаконченный рисунок»

Карточки с незаконченными рисунками

Развитие зрительного внимания и памяти.

«Что изменилось?»

2 карточки с изображением 5-6 предметов

Развитие логического мышления

Знакомство с противоположными понятиями ( высоко-низко, далеко - ..)

 

Развитие умения сравнивать, развитие внимания, памяти, восприятия

«Что появилось в ряду?»

2 листа с 5-ю рядами картинок

Развитие слухового внимания

«Испорченный телефон»

 

Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики, формирования умения работать по образцу

«Выкладывание узора из мозаики»

Наборы «Мозаика» и образцы узоров

Развитие концентрации и объема внимания

«Нанизывание бусинок»

Бусинки, нитки, образец.

Развитие умения сравнивать, развитие восприятия, внимания.

«Выбери такой же предмет»

Карточки с изображением предметов по 6 в ряду.

Развитие восприятия, пополнение словарного запаса.

«Найди и назови предмет»

3-5 карточек и изображением предметов, один из которых похож на образец.

Развитие восприятия и умения сравнивать

«Помоги найти портрет»

Картинки с изображением портретов и образец

Формирование операций сравнения, классификация по переменному признаку, обобщение.

«Что объединяет?»

Фигуры животных.

Развитие зрительной памяти и внимания

«Нарисуй по памяти картинку»

Рисунок с изображением геометрических фигур (фигура в фигуре).

Развитие объема внимания, наблюдательности.

«Кто внимательнее?»

Картинки с изображением разного количества звезд.

Развитие зрительного восприятия, памяти, мышления.

«Составь из частей целое»

Разрезные карточки из 9-12 частей и образец или наборы картинок из пазлов.

Формирование логического мышления: умения устанавливать последовательность событий, развитие речи.

«Установи последовательность событий»

Серии сюжетных картинок из русских народных сказок.

Развитие слухового внимания, закрепление порядкового счета в пределах 10, развитие мышления.

«Кто знает, пусть дальше считает».

Мяч .

Развитие восприятия формы и цвета, развитие внимания, моторики руки.

«Найди и раскрась»

Карточки с изображением геометрических фигур, цветные карандаши.

Развитие логического мышления, умения выявлять нелогические ситуации, развитие внимания.

«Небылицы».

Картинки с изображением «небылиц».

Развитие восприятия, мышления, памяти.

«Расскажи о птицах»

Карточки с изображением птиц.

Развитие умения определять количественные соотношения предметов.

«Слева и справа»

Набор картинок.

Развитие произвольного внимания, восприятия.

«Найди дорожку».

Картинки с лабиринтами.

Развитие восприятия  формы

«Найди предметы одной формы»

Картинки с изображением  предметов .

Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, восприятия и воображения, развитие мелкой моторики

«Нарисуй по клеточкам»

Лист в клеточку, образец.

(Задания постепенно усложняются)

Развитие восприятия, внимания, мышления.

«Составь картинку»

без образца

Рисунок, разрезанный на части (4-6 частей)

Развитие мышления: классификация и обобщение.

«Образуй пары»

Рисунок с изображением 8-10 предметов.

Развитие слуховой памяти, восприятия, мышления, внимания.

Беседа о зиме. Разучивание стихотворения .

Наглядные пособия, картинки о зиме.

Развитие наблюдательности, внимания.

«Найди два одинаковых предмета»

Рисунок с предметами, на котором два одинаковых.

Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления.

«Найди предметы»

Различные рисунки со «спрятанными» предметами.

Развитие смысловой памяти.

«Воспроизведи рассказ»

Рассказ по выбору педагога.

Формирование внимания, воспитания, выдержки.

Игра «Совушка-сова»

Обозначенный круг – гнездо, маска совы.

Развитие пространственных представлений, зрительного и слухового внимания, восприятия, моторики руки.

Игра «Муха».

Игровое поле для каждого участника, «муха».

Развитие произвольного внимания, мелкой моторики .

Выкладывание узора из палочек (повышенный уровень сложности)

Счетные палочки (12-15), образец.

Развитие слуховой памяти, восприятия, мышления, внимания.

Беседа о весне. Разучивание стихотворения .

Наглядные пособия, картинки о весне.

Развитие мышления, памяти, восприятия, пространственных представлений.

«Нарисуй план комнаты»

Рисунок с изображением комнаты.

Развитие восприятия, зрительного внимания, моторики.

«Чего не хватает?»

Рисунки  с изображением предметов; каждому чего-то не хватает.

Развитие внимания, восприятия.

«Назови наоборот»

Картинки по теме «Слова-антонимы»

Развитие мышления, речи.

«Объясни значение предмета»

Рисунки с изображением предметов: объяснить значение каждого.

Развитие восприятия, формы предмета.

«Посмотри и составь»

Фигурки животных, птиц, состоящих из геометрических фигур и отдельно изображения геометрических фигур.

                                                                         Амельянчик Л.В., учитель-дефектолог ЦКРОиР                                                  

Развитие и обогащение словаря ребёнка

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере родных, близких ему людей. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал правильную отчётливую речь, на примере которой формируется его собственная.

Речь у большинства детей настолько слабо развита, что значительно затрудняет общение с окружающими людьми.

Дети имеют ограниченный словарный запас даже на бытовом уровне и способны называть некоторые предметы из близкого окружения и некоторые действия. Они используют только простые предложения из 2-3 слов. Допускают грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, испытывают трудности в использовании предлогов. У них отсутствует или грубо недоразвита связная речь (1-2 предложения вместо пересказа).

Например, при составлении рассказа по плану по теме «Одежда» (название, цвет, из каких частей состоит, для чего предназначена) дети расскажут о рубашке примерно так: «рубашка синяя, ее можно носить»,вместо: «Это рубашка. Она синего цвета. У рубашки есть воротник, пуговицы, рукава и карманы. Рубашку носят мальчики, как торжественную одежду». Часто при выполнении домашних заданий совместно с ребенком встречаются такие же однословные ответы по пунктам плана, вместо связного небольшого рассказа.

Поэтому обогащение словаря ребёнка, развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители и педагоги могут и должны решать совместными усилиями.

Как в домашних условиях проводить занятия с ребенком по развитию речи?

Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на регулярную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).

Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, … яблоко.  Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста. Для начала устройте соревнование «Подбери словечко» (Яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т.д.). Игра пройдёт интереснее, если вы пригласите других членов своей семьи. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока. А пока оно ещё цело, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для развития моторики пальчиков.  А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой - игра с союзом «А» - «Сравни два яблока» (первое яблоко жёлтое, А втрое - красное; одно сладкое, А другое с кислинкой; у первого коричневые семечки, А у второго - белые и т.д.)

       Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи. Рассмотрим ещё несколько ситуаций, подходящих для речевых занятий. На прогулке вы можете прививать ребёнку знания и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие. Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз.

       Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т.д. Это развивает слуховое внимания. Ребёнку будут интересны игры: «О чём рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?». Рассматривание сезонной одежды людей поможет обогатить и активизировать словарь по темам «Одежда» и «Обувь». Большой интерес вызывают у детей сюжетно-ролевые игры: «Автобус», «Найдём клад», «Магазин», «Строительство песочного городка», которые помогут лучше овладеть фразовой речью и навыками речевой коммуникации. Ваша задача помочь детям организовать такую игру, подсказать сюжет, показать игровые действия.

        На кухне у Вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», Продукты питания», «Бытовая техника» и др. Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами. Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т.д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). ОБЯЗАТЕЛЬНО называйте все свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю», «чищу», «тру», «пробую» и т.д.), показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее. Если ребёнок ещё мал и неловок, пусть занимается рядом с вами своей игрушечной посудой и продуктами, копирует ваши слова и действия: «готовит» еду куклам и кормит их, моет посуду, вытирает со стола. И обязательно рассказывает вам о том, что он делает, пусть даже совсем не понятно. Поощряйте любую речевую активность ребенка.

Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот» и т.д.

Итак, мы развиваем словарь детей для того, чтобы ребенок мог активно использовать фразовую речь, распространенные предложения и пользоваться связной речью.

Амельянчик Л.В., учитель-дефектолог

 

Обучение детей на разных возрастных этапах
 
*   Обучение детей на первом году жизни. Направлено на развитие эмоционального общения (вызывание и поддержание голосовых реакций) и понимания обращенной речи.
Одной из главных задач воспитания младенцев является формирование у них потребности в общении. Потребность в общении возникает очень рано, к концу первого месяца жизни. Появляется «комплекс оживления» в ответ на улыбку взрослого.
Следует развивать сначала зрительное и слуховое сосредоточение детей, а затем – внимание к обращенной речи взрослых и ее понимание. Это осуществляется в процессе познания ребенком предметов и явлений окружающей действительности. Формирование речевых и познавательных процессов происходит одновременно. На логопедических занятиях используются сначала игрушки или реальные предметы, а затем – картинки.
Большое значение также имеет непосредственное действенное участие самого ребенка в процессе познания того или иного предмета. Для этого в процессе ознакомления с предметом включаются действия с ним ребенка. Ребенок должен видеть предмет и одновременно слышать его название, трогать его и выполнять с ним различные действия. Чем больше ребенок будет соприкасаться с предметом, тем успешнее будет развиваться его реакция на слово, обозначающее этот предмет, т.е. ускорится развитие понимания речи взрослых.
Предмет должен некоторое время стоять на одном и том же месте, обозначаться одним и тем же словом. Например, резинового петушка вначале называют словом «Петя». По мере усвоения слова ребенок учится соотносить его с предметом, меняющим свое местоположение.
К концу первого года жизни у ребенка появляются первые слова, и дальнейшее развитие предполагает совершенствование пассивной и активной речи.
Образцы игр – занятий:
1) «Где звучит игрушка?»
Цель: Формировать зрительно – слуховое восприятие детей в процессе игровых действий. Развивать понимание элементарных инструкций.
Пособие: погремушка.
Ход занятия: Логопед показывает ребенку погремушку, затем стучит по ней рукой. Передвигаясь около манежа и продолжая стучать в погремушку, логопед добивается, чтобы малыш следил за движущимся источником звука.
Аналогично игра проводится с другими звучащими игрушками: колокольчиком, бубном, пищащей игрушкой.
2) «Ладушки»
Цель: Расширять пассивный словарь в процессе выполнения игровых действий.
Ход занятия: В манеже или за столом сидят 2-3 ребенка. Логопед хлопает в ладоши, напевая: «Ладушки, ладушки», - старается привлечь внимание детей к движениям своих рук. Обращаясь к одному из детей, логопед говорит: «Саша, сделай ладушки». Берет руки ребенка и хлопает ими, продолжая напевать: «Ладушки, ладушки». То же самое взрослый проделывает по 2-3 раза с каждым ребенком. Затем логопед учит детей выполнять «Ладушки» по подражанию.
*   Обучение детей второго года жизни.
На втором году обучения на логопедических занятиях преимущественно развивается общение на основе речи. Становление активной речи должно происходить в тесной связи с развитием мышления на одном и том же познавательном материале. Принцип единства формирования речи и мышления на одном и том же познавательном материале должен быть положен в основу всего процесса обучения детей речи.
Наряду с развитием активной речи продолжается воспитание у детей внимания к обращенной речи и ее понимания.
Расширение словаря детей осуществляется за счет слов, обозначающих предметы, действия, признаки. Ребенок воспринимает речь в целом: название предмета, его признаки, возможность производить с ним действия – все это обозначается словами, относящимися к различным категориям.
Восприятие предмета ребенком должно сопровождаться не просто его названием, а сообщением об этом предмете. В своем рассказе логопед многократно употребляет новое слово в сочетании с другими словами. Показывается связь слов в предложении.
В процессе игры дети овладевают целевыми действиями с предметами по инструкции: открой – закрой, надень – сними, достань – положи и т.д. У них улучшается зрительное и слуховое внимание. Совершенствуется мелкая моторика рук, координация движений.
Образцы игр – занятий:
1. Развитие понимания речи, зрительно – слухового восприятия с привлечением внимания к речи взрослого.
(1) «Где кукла?»
Цель: формировать зрительно – слуховое восприятие детей в процессе игровых действий.
Пособия: кукла, ширма.
Ход занятия: на ковре сидят 2-3 ребенка. Логопед показывает им куклу, называет ее «Катя». Дает возможность рассмотреть куклу. Затем ведет куклу по полу, поясняя: «Катя топ-топ». Дети следят за ее передвижением. Логопед внезапно заводит куклу за ширму и спрашивает: «Где Катя?». Дети ищут куклу глазами и показывают пальчиком. Логопед достает куклу из – за ширмы и говорит: «Вот Катя!». Побуждает детей повторять слова: Катя. Катя топ – топ. Вот Катя!
Аналогично проводятся игры с другими игрушками: кошкой, собакой, мячиком, машинкой и т.д.
(2) «Большой – маленький»
Цель: расширять пассивный словарь в процессе выполнения игровых действий.
Ход занятия: занятие проводится с группой детей (2-3 чел.) или индивидуально. Ребенок стоит на полу. Логопед поднимает его руку вверх и говорит: «Вот какой Саша большой!»
Затем логопед приседает и помогает присесть ребенку, при этом говорит: «А теперь Саша маленький».
2. Формирование речи в процессе упражнений на «обыгрывание» игрушек.
(1) «Брось мяч в корзину».                                                               
Цель: учить детей понимать и выполнять элементарные инструкции.
Пособия: два мячика среднего размера, корзинка.
Ход занятия: логопед ставит на пол корзину, берет мяч, подходит к ней с ребенком и говорит: «Вот корзинка». Логопед бросает свой мяч в корзинку и говорит: «Упал мяч». Дает другой мяч ребенку: «На, Коля, мяч. Брось его в корзинку!». Ребенок бросает мяч. Логопед просит повторить малыша слова: дай мяч, на мяч, упал мяч, брось мяч.
3. Обучение пониманию речи в процессе действий с предметами. Развитие мелкой моторики рук.
«Воткни грибочки»
Цель: учить детей выполнять простые речевые инструкции. Развивать мелкую моторику рук.
Пособия: столик с 6 круглыми отверстиями, 6 грибков.
Ход занятия: логопед ставит столик перед ребенком с воткнутыми грибками, обращается к ребенку: «Игорь, возьми грибок, положи его на стол». Когда все грибки будут положены на стол, логопед говорит: А теперь воткни грибок в дырочку».
Игра проводится 2-3 раза.
4. Обучение детей конструированию, развитие речи, мелкой моторики рук.
«Башня», «Домик», «Дорожка», «Стол и стульчик», и т.д.
Цель: учить детей простому конструированию.
Пособия: набор «Строитель». Каждому ребенку определенное количество деталей.
Ход занятия:
а) Конструирование по показу.
б) Конструирование по образцу.
Желательно все постройки детей обыгрывать с помощью маленьких игрушек.
5. Развитие артикуляционной моторики.
(1) «Ах, как сладко».
Цель: формировать у ребенка простейшие артикуляционные движения: высовывать и убирать язык. Учить понимать инструкцию : «Высунь – убери».
Пособия: мензурка, шпатель, сладкий сироп.
Ход занятия: логопед наливает в мензурку сироп, набирает его шпатель, подносит ко рту ребенка, тот облизывает сироп. Логопед восклицает: «Ах, как сладко!». Затем шпатель с сиропом подносится к нижней губе ребенка, при этом логопед показывает, как нужно высунуть язык, чтобы слизать сироп. Если язык у ребенка напряжен, то логопед легко постукивает шпателем по языку, добиваясь его расслабления. Постепенно медленные движения языка ускоряются.
Аналогично проводятся последующие игры – занятия: «Киска пьет молочко», «Тик – так» и т.д.
*   Обучение детей с двух до трех лет.
Происходит интенсивное расширение как пассивного, так и активного словаря. У детей развивается фразовая речь. Речь становится основным средством общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Продолжают формироваться понятия о таких сенсорных свойствах предмета, как форма, величина, цвет. Дети различают простые геометрические формы: кубик, шарик, кирпичик, «крыша». Устанавливают тождество и различие предметов по цвету (основные цвета). Подражая действиям взрослого, дети возводят сложные постройки из строительного материала. Формируется понятие о количестве предметов (один, два, много).
Дети могут выполнять относительно сложные задания, в частности, классифицировать предметы по основному действию, производимому с ним. Совершенствуются и способы выполнения отдельных заданий. Например, при собирании пирамидок с учетом величины колец или составлении разрезной картинки дети переходят от способа проб и ошибок к примериванию, зрительному соотношению. Появляется избирательное отношение к игрушкам. Игра становится процессуальной, содержащей элементы сюжета.
Образцы игр – занятий:
1) Расширение активного словаря детей с помощью предметных картинок.
«Что это?»
Цель: учить детей устанавливать сходство предмета с его изображением. Расширить активный словарь.
Пособия: предметные картинки: кукла, машинка ,мяч, собака.
Ход занятия: логопед показывает ребенку картинку, называет ее и кладет перед ним. Затем, указывая на одну из них, логопед спрашивает: «Нина, что это?». Если ребенок не может назвать, логопед говорит сам и просит ребенка повторить: «скажи: это кукла».
2) расширение активного словаря детей с помощью сюжетных картинок.
«Девочка кушает».
Цель: научить детей видеть сюжет картинки, т.е. узнавать знакомых персонажей и совершаемые ими действия. Формировать речь, состоящую из простых распространенных предложений, учить отвечать на вопросы по содержанию картинок не односложно, а полно, развернуто.
Пособия: сюжетная картинка.
Ход занятия:
Логопед: Кто сидит за столом?
Ребенок: Девочка сидит.
Логопед: Что девочка делает?
Ребенок: Девочка кушает.
Логопед: Что девочка кушает?
Ребенок: девочка кушает суп.
Логопед: Чем кушает суп?
Ребенок: Кушает суп ложкой.
3) Развитие сенсорного восприятия.
«Предмет и его изображение»
Цель: дать представление о разнообразии геометрических фигур. Ввести и закрепить в активном словаре названия некоторых объемных геометрических фигур. Формировать понятие о сходстве и различии предметов по форме. Продолжать формирование у ребенка фразовой речи, состоящей из простых предложений.
Пособия: кубик, шарик, треугольная призма, дощечка с изображением данных фигур.
Ход занятия: логопед кладет на стол все фигурки и дощечку. Затем берет со стола кубик, спрашивает у ребенка: «Что это?». Тот отвечает: «Кубик». Логопед показывая на дощечку, спрашивает: «А где здесь кубик?». «Вот кубик», - ребенок показывает на изображение кубика. «А теперь мы положим кубик на дощечку, где нарисован тоже кубик», - говорит логопед. После этого он предлагает ребенку разложить оставшиеся фигурки.
4) Понятие о величине.
«Покатаем мишек на машинах»
Цель: закреплять в активном словаре детей понятия «большой – маленький». Совершенствовать зрительное восприятие величины предмета. Продолжать формирование фразовой речи.
Пособия: 2 мишки разной величины и соответствующие им 2 машины.
Ход занятия: логопед ставит перед ребенком 2 машины. Спрашивает: «Какая это машина, а эта?». Малыш отвечает аналогичные вопросы задает, показывая двух мишек. Затем предлагает покатать сначала большого медведя, потом маленького. Сопровождая действия ребенка словами: «Большой мишка едет в большой машине, а маленький – едет в маленькой. Повтори!»
5) Понятие о цвете.
«Собери пирамидку».
Цель: закреплять в активной речи названия основных цветов. Выделять названный цвет из 2 – 3 других; самостоятельно определять цвет по инструкции логопеда. Продолжать работу по формированию фразовой речи.
Пособия: пирамидки 3 цветов (красный, желтый, зеленый) из трех колец каждая.
Ход занятия: на столе стоят пирамидки. Логопед показывает на пирамидку и спрашивает: «Какого цвета?». Ребенок показывает. Логопед предлагает снять колечки и положить их на стол. Потом просит ребенка поочередно собрать пирамидки, надевая кольца не только по цвету, но и по величине.
6) Формирование понятия о количестве предметов.
Пособия: предметные картинки: на одной нарисована 1 матрешка, на другой 2 матрешки, на третьей – 5 матрешек. Счетный материал – 8 одинаковых матрешек в коробочке.
Ход занятия: логопед ставит перед ребенком коробку с матрешками и картинку с изображением 1 матрешки. Спрашивает: «Вася, сколько матрешек нарисовано?». Ребенок: «Одна матрешка». Логопед: «Возьми из коробки 1 матрешку и поставь на картинку». Малыш получает картинку с изображением двух матрешек. «Сколько здесь нарисовано матрешек?», - спрашивает логопед. «Две матрешки». Логопед: «Возьми из коробки 2 матрешки и поставь их на картинку». Затем ребенку дают картинку с 5 матрешками. Он говорит: «Много». «А сколько в коробке матрешек?», - спрашивает логопед. «Много матрешек», - отвечает ребенок.
7) Обучение конструированию.
«Построим ворота и домик».
Цель: учить делать постройки по показу или образцу (домик) из строительного материала.
Пособие: по 3 бруска – для ребенка и логопеда, 2 кубика и 2 призмы – для ребенка и логопеда, маленькая машинка.
Ход занятия: логопед строит ворота. Просит ребенка повторить за ним действия. Затем закрывает листом бумаги и строит домик. Говорит ребенку: А теперь построй еще домик». Ребенок строит. Постройку обыгрывают с помощью машины.
8) Развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания.
«Птичка поет».
Цель: учить детей растягивать губы в «улыбке».
Пособие: заводная озвученная птичка.
Ход занятия: логопед показывает птичку, говорит: «Посмотри, какая птичка». Заводит, ставит на стол: «Птичка поет – пи-и, пи-и, пи-и». Логопед обращает внимание ребенка на то, что губы растягиваются в стороны. «Как поет птичка?». Ребенок повторяет.
Занятия всегда проводятся перед большим зеркалом.
9) Игры – разрядки.
Основная роль игры-разрядки – активизация, концентрация внимания ребенка при выполнении различных заданий.
Игра-разрядка является составной частью любого занятия, гдевозникает необходимость смены одного вида деятельности другим. Продолжительность игры-разрядки до 2 минут. Ее характер и способ выполнения зависят от уровня психоречевого развития ребенка.
(1) «Как прыгает зайчик?»
Цель: способствовать активизации внимания. Учить детей выполнять движения не только по подражанию, но и по инструкции. Развивать зрительно – слуховое восприятие. Совершенствовать моторику ребенка.
Ход занятия: логопед спрашивает: «Как прыгает зайка?». Дети сгибают руки в локтях, прижимают кулачки к груди и начинают прыгать на двух ногах. Прыжки сопровождают словами: «Прыг – скок, прыг – скок».
В ходе игры логопед следит за выполнением движений детьми.
(2) «Ручки вверх, помашем ими»
Цель: способствовать активизации внимания. Развивать зрительно – слуховое восприятие. Совершенствовать моторику ребенка.
Пособие: карточка с текстом:
Ручки вверх, помашем ими.
Ручки в стороны – вот так:
Ручки вниз.
Ножками потопали – вот так.
Зашагали ножки,
Побежали по дорожке.
Ход занятия: логопед предлагает детям встать из-за стола и поиграть вместе с ним.
 
***********
О значении картинок (картин)
для умственного развития ребенка
 
Занятиям, на которых используется иллюстративный материал, отводится особая роль в педагогике раннего детства. Они способствуют развитию речи и мышления, расширяют знания об окружающем мире. О познавательной ценности таких занятий писали выдающиеся педагоги прошлого, например Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Е.И.Тихеева и многие другие.
Е.И. Тихеева подчеркивала, что картинкам и картинам «как фактору умственного развития ребенка должно быть отведено почетное место с первых лет его жизни. Мы уже знаем, какое громадное значение имеют опыт и личное наблюдение ребенка для развития его мыслительной способности и речи. Картины раздвигают поле непосредственного наблюдения. Образы представления, ими вызываемые, конечно, менее ярки, чем те, которые дает реальная жизнь, но во всяком случае они несравненно более ярки и определенны, чем образы, вызываемые голым словом. Видеть жизнь во всех ее проявлениях собственными глазами нет никакой возможности. Потому картины так ценны и» значение их так велико».
Уникальность и ценность таких занятий в наглядности, сочетающейся со словом, что особенно значимо для маленького ребенка. Каждая картинка (картина) отражает реальный предмет или явление, имеет определенное словесное выражение-название. Следовательно, чувственные образы реальной действительности находят отражение в изобразительном материале и опосредуются словом. Поэтому такой вид деятельности особенно необходим в раннем детстве, когда формируются высшие психические функции (восприятие, память, речь и мышление, воображение).
Способность воспринимать изображение приходит к ребенку постепенно, по мере развития высших психических функций. Вначале он учится рассматривать изображение, узнавать в нем знакомый предмет и называть его, а затем выполнять дидактические задания, например, на выбор, группировку или дифференциацию. Обозначения последовательности действий отвечает психологическим особенностям зрительного восприятия и речевого развития ребенка. Эти особенности необходимо знать педагогам и родителям, которые заинтересованы в интеллектуальном развитии детей.
 
********
 
Педагогические условия организации занятий
с картинками (картинами)
 
Многие знания о предметах дети получают практически, в быту, однако без конкретизации и уточнения на занятиях они останутся неполными, тем более, что предметы домашнего обихода быстро становятся привычными, теряют новизну. А вот занятия с   картинками, на которых отображены знакомые детям предметы, воспринимаются ими с интересом. Такие занятия делают педагогический процесс более содержательным и разнообразным, давая возможность развивать речь и мышление ребенка.
Занятия рекомендуется начинать с конца 1-го года жизни. Сначала они проводятся индивидуально, полутора лет можно организовать небольшие группы (4-5 человек). Взрослый показывает картинку, на которой изображена кукла: «Вова, посмотри, вот кукла – ляля. Покажи, где ляля – кукла. Скажи: «Ля-ля». При необходимости взрослый делает указательный жест рукой ребенка. Затем дает картинку малышу, через некоторое время прячет ее, показывает соответствующую игрушку: «Вот она, кукла Ляля. Как Ляля поет? Ля-ля-ля-ля» (вокализация). Прячет куклу и вновь показывает картинку. Повторяет первую часть занятия, просит ребенка назвать картинку. Затем игрушка и картинка предъявляются одновременно: «Где Ляля (кукла)?» - спрашивает взрослый (чуть выдвигая вперед игрушку).«Где Ляля (кукла) на картинке?» (картинку дает в руки ребенку). «Вот картинка!»
Задача педагога не только показать предмет на картинке, но и перевести в понимаемую ребенком речь слово «картинка» (предмет, на котором что-то изображено).
Детей до полутора лет учат находить изображения предметов или объектов по вопросам («Где кошка? Собачка? Петушок?»), по просьбе («Найди куклу. Найди собачку. Дай мишку. Дай кошечку»). На одном занятии используется до 8 картинок.
После 1 года 6 месяцев внимание детей обращают не только на объект, но и – в основном – на изображение действий («Что кошка делает?» - «Пьет молоко». «Что собачка делает?» - «Спит» и т.п.).
Затем дети учатся передавать основноесмысловое содержание изображенного, раскрывать сюжет. Педагог вначале рассказывает о том, какие персонажи изображены на картинке, что они делают, каковы взаимоотношения между ними. («Девочка кормит собачку. Собачка радуется, встает на задние лапки, машет хвостиком» и т.п.).
После 1 года 9 месяцев детям раздают картинки(они используются как при игре в лото). Дети подбирают картинки по просьбе, ориентируясь на цвет или величину изображений. Например, «Дай мне картинку, где красная лопаточка, а теперь – где зеленая… Это яблочко. Какое оно румяное! На этой картинке яблоко большое, а на этой – маленькое!»
От 1 года 9 месяцев до 2 лет дети углубляют представления о предметах и их свойствах, начинают понимать простейшие причинно-следственные отношения при рассматривании предметных и сюжетных картинок («Дети играют в кубики», «Дети кормят курицу и цыплят» и т.д.), учатся опираться на жизненные ситуации, аналогичные изображенным, оживляя их в памяти. При рассматривании картинок и картин у детей развивают потребность выражать свои впечатления словом, рассказывать об изображенном.
На 3-м году работа с картинками значительно усложняется. Расширяются познавательные задачи: в речевую практику вводятся существительные с собирательным значением (одежда, игрушки, посуда и т.д.). Уточняются такие обобщающие понятия, как животные – теперь дети учатся различать домашних животных и животных – обитателей леса и их детеныше й. Расширяются и уточняются представления орастительном мире, в частности, формируется понимание таких собирательных существительных, как овощи и фрукты (картинки-лото «Что растет на огороде?», «Что растет в саду?»)
Особо следует выделить серию картин, изображающих времена года. Понятие «времена года» детям еще не очень доступно: опыт пережитых «лет и з им» у них невелик. Поэтому на прогулках взрослый обращает внимание детей на сезонные изменения в природе и делает комментарии («Трава пожелтела. Засохли цветы на клумбах. Птицы улетают в теплые страны, потому что им холодно. Но они вернутся весной.Мы будем их встречать и т.п.»), обращая внимание на отношение людей к происходящему (например, сочувствие замерзающим птицам и желание помочь им – покормить, согреть, защитить), а также на одежду людей и их труд в природе.
 
*********
Коррекционно-развивающая работа по формированию мелкой моторики рук у детей с ДЦП
Детский церебральный паралич (ДЦП) — заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.
Двигательные нарушения при этом заболевании выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка.
Слабое ощущение своих движений и затруднение в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь (стереогноза). Это, в свою очередь, ещё больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей.
Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром. Таким образом, у ребенка формируется предметное мышление.
Кроме того, двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи.
Формирование зрительно-моторной координации в младенческом возрасте
Зрительно-моторная координация — согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов.
Свою работу учитель-дефектолог по формированию зрительно-моторной координации начинает с: *нормализации положения кисти и пальцев рук. С первых недель жизни посредством легких прикосновений и поглаживаний ворсовой щеткой с наружной поверхности сжатой в кулак кисти в направлении от кончиков пальцев к лучезапястному суставу вызывают раскрытие кисти и веерообразное разведение пальцев. Пассивно отводят большие пальцы от ладони и удерживают их в таком положении некоторое время, что затем фиксируется с помощью лангет на занятиях ЛФК. Упражнение проводится ежедневно по 3 раза.
*развитие хватательной функции руки.
*стимуляция кинестетических ощущений и развитие их на основе пальцевого осязания.
*формирование манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук.
Учитывая указанные особенности детей с ДЦП, им нужно помочь запомнить названия ярких игрушек, отличающихся от часто встречающихся по внешнему виду, цвету, форме, размеру, материалу и вызывающих сильные ориентировочные реакции.
 Предъявление игрушек детьми с ДЦП имеет ряд особенностей:
— На обучающих занятиях одновременно с предъявлением игрушки произносится слово, обозначающее её название.
— Слово произносится в моменты фиксации взора ребенка на игрушке, или игрушки располагаются в поле зрения ребенка.
— Предъявляемое слово произносится медленно, певуче, с разными интонациями.
— В ходе формирования у ребенка понимания слова активизируют работу слухового, зрительного и кожно-мышечного анализаторов, пассивно выполняя его рукой различные манипуляции с игрушкой (ощупывают, поглаживают).
— Игрушка перемещается на расстояние не более 2-х метров от её первоначального места расположения и от самого ребенка.
— Обучение детей поиску игрушки происходит путем стимуляции кинестетических ощущений пассивным поворачиванием при этом головы ребенка в сторону названной игрушки.
— В ходе проверки понимания ребенком слова, оно интонационно выделяется среди других слов интонационно простой фразой.
— Понимание ребенком названия игрушки определяется по его попытке остановить на ней свой взор и по повороту головы в её сторону.
— После того, как ребенок запомнил название одной игрушки, переходят к формированию у него понимания названия другой игрушки, пространственно отдаленной от первой.
— Научить ребенка выполнять действия с предметами, названия которых ему известны, в случае необходимости помочь ребенку.
Занятия должны строиться в виде игры, которая является важнейшим средством познания окружающего мира.
Методы и приемы развития мелкой моторики рук в дошкольном возрасте
Каждое занятие по развитию мелкой моторики рук следует начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук.
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.
Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания:
— Самомассаж тыльной стороны кистей рук.
— Самомассаж ладоней.
— Самомассаж пальцев рук.
Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики рук условно можно разделить на 3 составляющие:
1. Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковые игры — важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
2. Хорошо зарекомендовали себя упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов:
— собирание пирамидок, матрешек, мозаики;
— нанизывание колец на тесьму;
— работа с пособиями по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков, замков разной величины;
— сортировка монет;
— перебор крупы;
— работа с бумагой;
— лепка (глины, пластилин, тесто);
— шнуровка на специальных рамках, ботинок;
— завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке, нитке;
— игры с песком, водой;
— наматывание тонкой проволоки в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);
— закручивание шурупов, гаек;
— игры с конструктором, кубиками;
— рисование в воздухе;
— рисование различными материалами (карандашом, ручкой, мелом, красками, углем и т.д.);
— рукоделие.
Важное место в работе занимает ритмическая организация движений, оказывающая положительное влияние на совершенствование слухо-зрительно-двигательной организации движений. Достигается это в упражнениях, суть которых состоит в том, что ребенок должен воспроизвести движениями определенный ритмический рисунок в виде единой плавной кинестетической мелодии. Такими движениями могут быть хлопки, постукивание по столу и т. д.
3.Подготовка к письму.
 Письмо — сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела.
Овладение навыком письма — длительный трудоемкий процесс, который детям с ДЦП достается нелегко. При работе по формированию навыка письма учителю-дефектологу необходимо помнить о соблюдении следующих условий:
— Правильная посадка при письме.
— Постановка руки.
— Ориентировка на странице тетради и строке.
— Правильное движение руки по строке.
— Штриховка.
— Обведение лекал, шаблонов.
— Графические упражнения.
— Письмо элементов строчных букв.
А такие упражнения, как штриховка, графические диктанты, письмо элементов букв способствуют развитию не только мышц кисти, их координации, но и зрительному восприятию, пространственной ориентировке, а также формированию внутренней речи, образного и логического мышления.
 
********
Почему у ребенка речь формируется с задержкой?
 
Младенец, появившись на свет, не обладает врожденным знанием законов языка, на котором он будет говорить. У него есть способность в определенный период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди. Это так называемая языковая способность, которая реализуется в ходе общения со взрослыми через имитацию ребенком слышимой им речи. При этом большую роль играет языко-рече-мыслительная деятельность ребенка, которая обеспечивает формирование неосознанных языковых обобщений. В результате он осваивает основные единицы языка и законы их функционирования. Речь ребенка оказывается не простым повторением образцов, которые он слышит от взрослых, а творчеством, в котором речь рождается как средство общения, средство познания и средство регуляции деятельности своей и окружающих.
Если в силу каких-либо причин имитационная или языко-речемыслительная деятельности не формируются вовремя, то в дальнейшем у ребенка отмечается недоразвитие речи той или степени тяжести.
В современной логопедии выделяется две группы факторов, обусловливающих задержку в темпах формировании речи:
а) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки;
б) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы
речи ребенка.
К первой группе можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения.
В первом случае не к кому обращаться, во втором — незачем, все и так будет сделано вовремя. В рамках клинической классификации подобное нарушение рассматривается как задержка темпов речевого развития функционального характера.
Часто проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.
Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.
Если же у ребенка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса) или неврологические заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания.
Если у ребенка отмечаются проблемы с развитием речи (см. признаки неблагополучия), а родители постоянно просят его: «Скажи», «Повтори», то картина недоразвития речи, как правило, усугубляется наличием у ребенка стойкого речевого негативизма. Речевой негативизм, или отказ от речи, может выражаться активно и пассивно, но в любом случае ребенок отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях. Родители часто описывают такое положение дел, когда ребенок единожды произносит какое-либо слово, как бы пробует его «на вкус», и больше его не повторяет в течение месяцев. Иногда дело доходит чуть ли не до драки. Родители сначала просят повторить за ними слово, потом умоляют, потом требуют, в конце концов, ребенка наказывают — ставят в угол. Но это приводит только к одному: со временем все задания, требующие от ребенка словесных реакций, активно им игнорируются или отвергаются.
Ребенок молчит или отворачивается в ответ на любой вопрос, например: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Какая игрушка у тебя в руках?» и пр. Он мычит и показывает пальцем, если просит что-либо, а чаще старается сам удовлетворить собственные потребности.
Такая «самостоятельность» ребенка, когда он без посторонней помощи, сам достает нужную вещь со шкафа, включает телевизор и пр., радует родителей, хотя свидетельствует чаще о несформированности навыков речевой коммуникации и о наличии стойкого речевого негативизма.
 
Признаки благополучного развития речи у ребенка
  • Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
  •   У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
  •    Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
  •    Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
  •    Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
  •    Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.
 
Признаки неблагополучного развития речи у ребенка
  •   Ребенок развивается с задержкой.
  •    Ребенок перенес тяжелые заболевания.
  •    У ребенка есть неврологические заболевания.
  •    Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
  •    Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.
  •  Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребенок).
  •     Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.
                                                          
 
                                                                                                   ********
 
Помощь  специалиста
Если в 2 - 3 года ребенок не различает звуки, а потому взаимозаменяет их. Например, говорит «сапка» вместо «шапка», но «шобака» вместо «собака».
Если к 3 - 4 годам ребенок не слышит слоги в слове. Он может коверкать его до неузнаваемости, но и в его «версии» оно должно состоять из правильного количества слогов. Ведь гласные - это основа слова, его ритмика. И нарушение слоговых структур - сигнал того, что ребенок не слышит ритм слова.
Если ребенок говорит в нос. Такой «прононс» не всегда связан с аденоидами. Поднесите зеркальце к носу ребенка, и пусть он что-нибудь скажет. От дыхания зеркальце может слегка запотеть. Но если запотевание пойдет активно, значит, струя воздуха идет через рот. А ведь наша речь предполагает носовое дыхание.
Сколько можно картавить? 4,5 - 5 лет - это критический возраст, до которого ребенок имеет право на «коверканье» слов. Потому что до этого возраста еще идет формирование звукового строя речи и ребенок как бы пробует разные варианты звукопроизношения.
Он может неправильно произносить шипящие звуки, у него нет звука «р», не совсем четко произносит твердый «л». Большинство детей к 4 - 5 годам самостоятельно компенсируют свои речевые ошибки.
Если же ребенок так и не научился правильно говорить, идите к логопеду. Причем сделать это лучше не за неделю до 1 сентября, а задолго до него, чтобы было достаточно времени для корректирующих занятий.
Что необходимо уметь к школе?
К 6 годам ребенок должен знать все многообразие бытовых предметов: посуды, мебели, одежды. К сожалению, сегодня все чаще случается, что без малого первоклассник может впервые от логопеда услышать такие слова, как «дуршлаг» или «сарафан». Так что совет постоянно общаться с ребенком - по-прежнему актуален. Ведь даже чрезмерно деловым папе и маме нет нужды специально высвобождать время для разговора с дитем. Просто рассказывайте ему, как вы варите борщ, как меняете колесо в машине, как работаете на компьютере и т. д. Все это поможет малышу активно пополнять словарный запас.
Если же новые слова запоминаются с трудом, если ребенок не в состоянии выучить ни одно стихотворение - это тоже повод обратиться к логопеду.
К 5 годам ребенок должен уметь правильно согласовывать слова в роде и числе, а к 6 - и в падеже. Он должен уметь образовывать и видоизменять слова, составлять предложения, правильно пользоваться предлогами, не путая их. И перед школой четко знать «право - лево», вчера - сегодня.
Незнание подобных вещей говорит о том, что у ребенка нарушены зрительное восприятие и оптико-пространственные отношения. Что это значит?
Представьте себе какую-нибудь картину, мы воспринимаем ее сперва целиком и лишь потом вдаемся в детали. У детей же фрагментарное восприятие, они видят картину по кусочкам и лишь потом складывают в единое целое. Но к 6 годам восприятие должно «повзрослеть» и стать целостным. Проверить это можно таким образом.
Нарисуйте ребенку картинку с массой подробностей. Домик с окошками, в одном есть занавеска, в другом - нет. Забор: справа грушевые деревья, слева - яблони. Из трубы идет дым. В левом углу - солнце, в правом - птицы и т. д. И пусть ребенок перерисует эту картину в точности. Не так и важно, насколько хорошо будет все нарисовано, важно, насколько точно. Если он деревья поменял местами или не увидел занавески - значит, он не замечает детали и зрительное восприятие нарушено.
Учимся говорить правильно
И все же до школы еще целое лето. Вполне достаточно, чтобы скорректировать речь будущего первоклассника, а может, и полностью исправить ее. Упражнения, которые предложила В. А. Чистякова, полезно делать и малышам - для профилактики логопедических проблем.
Чтобы у ребенка была красивая грамотная речь, ему необходимо полноценно владеть своим телом. Мы часто увлекаемся развивающими занятиями для головы и совсем забываем про тело.
А ведь плавание задействует абсолютно все мышцы, заставляет их работать, при этом корректирует мышечный тонус - все это «выравнивает» неврологию. Такие виды борьбы, как ушу, айкидо, помогают правильной постановке дыхания. А танцы развивают чувство ритма - фундамент фонетики. Кстати, для этих же целей поиграйте с ребенком в различение бытовых шумов. Пусть он на слух определяет звуки работающего миксера, закрывающейся двери холодильника, чирканье спички и т. д.
Не забывайте о мелкой моторике: массаж пальчиков и самомассаж - разогревание своих ладошек.
Спрячьте в кастрюлю с крупой какую-нибудь игрушку - пусть ребенок копается там, отыскивая машинку или пупсика и развивая таким образом тактильные ощущения. А можно игрушку положить в мешочек, чтобы ребенок на ощупь отгадал, что мама там спрятала.
Насыпьте в одну коробочку горох, в другую - фасоль. Поставьте их по разные стороны от ребенка и предложите ему одновременно складывать крупы в одну кастрюлю. Эта игра развивает координацию движений.
Чтобы ребенок соотносил себя в пространстве, постоянно уточняйте у него: что сзади тебя, что слева, что над тобой... А если развернуться в другую сторону?
Учите проводить параллели: у тебя вверху голова, а у дома - ... (крыша) и т. д.
Не ждите молниеносных результатов, должно пройти время. Придется несколько десятков раз проделать упражнения, прежде чем речь улучшится.
В пространственных значениях: право - лево, верх - низ и т. д. - шестилетка уже легко разбирается сам. Но если даже после тщательных тренировок он путает эти понятия так же, как вчера - завтра, придется прибегнуть к специальным упражнениям, которые подскажет логопед.
 
 
 
 

Разделы сайта