Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Педагог социальный ЦКРОиР

Учите детей общаться

Дорогие родители!

Вы - первые и самые важные учителя вашего ребенка. Первая его школа - Ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.

Умение говорить, слушать, пользоваться языком также относится к числу вещей, которые ребенок, живущий среди людей, постигает очень рано. И прежде чем начать читать, он должен достаточно овладеть языковыми навыками, умением слушать и говорить.

Как должны поступать родители:

*Радуйтесь Вашему малышу.

*Занимаясь уборкой или приготовлением обеда, напевайте что-нибудь.

*Когда малыш может Вас слышать, разговаривайте вслух сами с собой.

*Если Вы увидели, что ребенок что-то делает, начните "параллельный разговор" (комментируйте его действия).

*Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.

*Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его сочувственно и внимательно.

*Установите четкие и жесткие требования к ребенку.

*Говорите с малышом короткими фразами.

*В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов.

*Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.

*Говорите медленно.

*Будьте терпеливы.

*Сначала спрашивайте "что"; "почему" спросите, когда малыш подрастет.

*Каждый день читайте ребенку.

*Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.

*Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.

*Поощряйте любопытство и воображение Вашего малыша.

*Поощряйте игры с другими детьми.

*Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.

*Старайтесь, чтобы малыш вместе с Вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, лепите "куличики" из песка, пусть он поможет Вам пересаживать цветы, вешать полки.

*Приобретите пластинки или кассеты с записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.

*Помогите ребенку выучить его имя и фамилию.

*Если ребенок начал что-то коллекционировать - кораблики, машинки, крышки от бутылок - или у него появилось хобби, займитесь этим вместе с ним; вообще старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать.

*Регулярно водите ребенка в библиотеку.

*Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие Вы получаете от чтения газет, журналов, книг.

*Не теряйте чувства юмора.

*Играйте с ребенком в разные игры.

*Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.

*Не перебивайте ребенка, не говорите, что Вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, - другими словами, не дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.

*Не задавайте слишком много вопросов.

*Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.

*Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим.

*Не требуйте сразу слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно убирать свои игрушки или приводить в порядок комнату.

*Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: "Не так! Переделай это".

*Не говорите: "Нет, она не красная". Лучше сказать просто: "Она синяя".

*Не надо критиковать ребенка даже с глазу на глаз; тем более не следует этого делать в присутствии других людей.

*Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на Вас внимание.

*Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т. д.

*Не ожидайте от ребенка дошкольного возраста понимания всех логических связей; всех Ваших чувств ("Мама устала"); абстрактных рассуждений и объяснений.

*Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед или, наоборот, некоторого регресса.

*Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми.

Кудлаш О.И., педагог социальный

 

 

Практические рекомендации педагога социального

«Развивающие игры в домашних условиях»

 

     Многих родителей волнует вопрос: чем занять малыша дома, как отвлечь от капризов и баловства? Маленькие дети начинают себя "плохо" вести, когда им скучно. А так как пока они не могут сами себя занимать играми или, если могут, то недолго, предлагаем Вам поиграть вместе с малышом.

 

Развиваем память, внимание

«Найди куклу!»

Ребенок уходит в другую комнату или отворачивается, взрослый в это время прячет куклу, потом говорит ребенку:

Кукла Ляля убежала.

Ах, куда она пропала?

Петя, Петя (имя ребенка), поищи,

С нашей Лялей попляши! (А. Ануфриева)

Ребенок находит куклу, пляшет с ней. Вместо куклы можно использовать любую игрушку.

 

Развиваем восприятие величины, формы

Игры с мозаикой.

Используйте элементы крупной мозаики, заранее откладывая необходимое для игры количество и цвет.

 

Развиваем двигательную активность, координацию

«Мы ногами топ-топ-топ!»

Дети поют вместе со взрослым и повторяют за ним движения:

Мы ногами топ-топ-топ,

(ходим по комнате, высоко поднимаем ноги)

А в ладошки хлоп, хлоп, хлоп!

(хлопаем в ладоши)

Ай да малыши, ай да крепыши!

По дорожке мы шагаем

(идем по комнате)

И в ладошки ударяем.

(хлопаем в ладоши)

Топ-топ, ножки, топ!

(стоя на месте, топаем)

Хлоп, хлоп, ручки, хлоп!

(и хлопаем)

Ай да малыши!

(руки на пояс, кружимся)

Ай да крепыши! (А. Ануфриева)

 

Развиваем кисть, мелкую моторику

С этой целью полезны пальчиковые. Взрослый говорит слова и показывает, малыш повторяет, потом ребенок сам, без помощи, рассказывает и показывает.

«Мой Мизинчик»

Мой Мизинчик, где ты был?

С Безымянным щи варил,

А со Средним кашу ел,

С Указательным запел.

А Большой меня встречал

И конфетой угощал.

Указательный на правой

Вел в поход нас всей оравой.

Средний брат несет рюкзак,

Безымянный ходит так,

А Мизинец стал играть:

Братьев слушать приглашать.

Правый же Большой плясал

И на танец приглашал.

Раз-два-три-четыре-пять! (М. Кальцова)

Можно использовать это упражнение для отвлечения, при усталости малыша.

 

Рекомендации по проведению игр:

  • Поощряйте творческую инициативу ребенка. Ни в коем случае не ругайте за ошибки, не насмехайтесь даже над самыми нелепыми попытками решения. Стоит только один раз поругать малыша за неправильные действия, и он может больше не захотеть играть в эту игру. Особенно тяжело воспринимают замечания тонкие, чувствительные натуры. Даже если действия ребенка не удачные, найдите что-нибудь, за что можно похвалить (за необычность решения, за чувство юмора, за смелость или изобретательность, за старание и аккуратность).
  • Обязательно нужно говорить ребенку, что он умный, способный. Стараться и не захваливать, давать и критическую оценку, но всегда начинать с похвалы: "Ты действовал очень хорошо, но пока у тебя еще не все получилось правильно. В следующий раз ты сможешь выполнить задания еще лучше, чем сейчас". Необходимость общей положительной оценки вызвана тем, что дети не могут отделить оценку за выполненное задание от оценки себя в целом. Слова "Ты сделал это плохо" дети воспринимают как «ты плохой» и истолковывают как проявление отрицательного отношения к себе со стороны взрослых.
  • Не спешите подсказывать. Старайтесь, чтобы ребенок находил правильный ответ хоть и с вашей помощью, но все же самостоятельною. Правильный ответ сообщите, только если все другие возможности исчерпаны. Правильный ответ объясните, чтобы ребенок понял.
  • Учите ребенка доказывать правильность своего ответа, отстаивать свою точку зрения. Это в свою очередь закрепляет его уверенность в себе, в своих силах; даже если ответ не правильный всегда нужно спросить «Почему ты так считаешь?» (в более старшем возрасте)
  • Старайтесь предупреждать возникновение негативных эмоций в процессе игры. Если Вы заметили, что ребенок все больше отвлекается от игры, чаще допускает ошибки, начинает разговаривать на другие темы, значит он устал. Не стоит ждать, когда ребенок скажет: «Мне уже надоело играть». Необходимо немного раньше переключить внимание ребенка на другое интересное занятие.
  • Игры должны вызывать положительные эмоции, тогда у ребенка будет формироваться стойкая позитивная мотивация к умственной деятельности.
  • Избегайте принуждения. Принуждение способствует возникновению у ребенка страха перед возможным наказанием. Такая ситуация приводит к порождению отрицательных эмоций и формирует негативное отношение к любой умственной деятельности, в том числе и учебной.
  • Ранний и младший дошкольный возраст - это период, когда нужно подготовить ребенка к восприятию обучающего материала. А именно, развивать познавательные процессы (внимание, восприятие, память, мышление, воображение), которые помогут обеспечить успешное овладение учебной программой.

Кудлаш О.И., педагог социальный

10 примеров ДРУГИХ СЛОВ при общении с ребенком:

1. Вместо раздраженного: «Пошли скорее, сколько тебя ждать!» Скомандовать: «На старт, внимание… марш! Побежали!»

2. Вместо угрожающего: «Ешь, иначе не получишь десерт». Обрадовать: «После того, как исчезнет эта крохотная котлетка, к тебе прилетит что-то вкусное».

3. Вместо грубого: «Убери за собой» Произнести мечтательным голосом: «Вот если бы ты был волшебником, и смог бы наколдовать порядок на столе…»

4. Вместо рассерженного: «Не мешай!» Сказать: «Иди, поиграй немного сам. А когда я освобожусь, мы устроим мини-праздник».

5. Вместо недовольного: «Не капризничай, пиратская футболка в стирке, надевай ту, которая есть». Примирить с неприятностью: «Смотри-ка, а вот родственница твоей пиратской футболки. Давай ее наденем?».

6. Вместо риторического: «Ляжешь ты, наконец, спать!» Поинтересоваться: «Показать тебе хитрый способ укрывания одеялом?».

7. Вместо злого: «По попе захотел?». Выпустить пар: «Интересно, кому это я сейчас ухи оторву и шею намылю?»

8. Вместо бессильного: «Чтобы я никаких «не хочу» не слышала!». Неожиданно закричать: «Ой, смотри, капризка прибежал. Лови, лови его, чтобы он нам настроение не портил!».

9. Вместо нудного: «Сколько раз повторять?» Сказать таинственным шепотом: «Раз-два-три, передаю секретную информацию… Повторите, как слышали».

10. Вместо менторского: «Руки помыл?». Предложить: «Спорим, что вода с твоих рук потечет черная?».

Удивительно, что стоит заменить привычные замечания новыми словами и меняется все – интонация, ваше настроение, реакция ребенка.

Как отучить ребёнка врать

 

    Детская ложь – одна из самых исследованных проблем в психологии, однако справиться с ней в повседневной жизни еще никому не удавалось. Некоторые специалисты считают, что бороться с ложью бесполезно: она – часть жизни любого воспитанного человека. Чувство такта, хорошего тона, интересы окружающих или необходимость компромисса в каких-то определенных ситуациях – вынуждают нас время от времени прибегать к неискренности.

    К сожалению, люди лгут не только из благородных побуждений – но и из-за корысти, злонамеренности, цинизма.

    Ребенок начинает говорить неправду в период активного развития речи и воображения. Речь ложится в основу формирования его логического мышления. Растущая любознательность и все более частые запреты взрослых – вот что питает первые вымыслы малыша, пытающегося при помощи фантазий обойти ограничения, налагаемые взрослыми.

Мотивы лжи

  • Стремление избежать наказания.
  • Защита друзей от неприятностей. Дети по-своему стараются оценить мотивы провинившегося, масштаб нанесённого ущерба и возможные обвинения в адрес невиновных.
  • Страх унижения.
  • Ложь для предотвращения вмешательства в личную жизнь. Каждому необходима личная жизнь, а также право решать, кому и что допустимо знать о ней. Потребность растущего ребёнка в личной жизни, в независимости от родительского контроля подчас вступает в противоречие со стремлением родителей оградить его от неприятностей.
  • Ложь с целью получения выгоды.
  • Ложь ради проверки собственной силы. Этот мотив возникает обычно в подростковом возрасте.
  • Ложь с целью самозащиты или защиты другого человека - «белая ложь». Ложь, призванная разрядить напряжённую ситуацию или доставить кому – то удовольствие

Этим списком мотивы лжи не исчерпываются, но именно данные мотивы имеют наибольшее распространение.

Советы родителям:

  • Смиритесь. Дети будут лгать, избежать этого невозможно. Если Вы постараетесь организовать свою жизнь так, чтобы у ребёнка было меньше побуждений ко лжи, Вы сможете добиться от него большей искренности.
  • Обдумайте, проанализируйте. Прежде чем наказать, ответьте на вопросы: Ответственен ли ребёнок за то, что сделал? Какой нанесён ущерб? Пострадал ли кто-либо или чьё-либо имущество? Нарушен ли какой-то важный моральный принцип? Усугубила ли ложь ситуацию? Был ли ущерб меньше, если б ребёнок не солгал?
  • Постарайтесь сделать так, чтобы ребёнок Вам доверял и не боялся выглядеть смешным в Ваших глазах.
  • Внушайте ребенку Ваше неприятие лжи. Беседы с ребенком о том, что такое хорошо и что такое плохо помогут способствовать развитию честности ребёнка.
  • Договаривайтесь. Хороший способ выяснить правду — по-хорошему договориться. Если обещать ребёнку в обмен на признание смягчение наказания, то это, скорее всего, подействует, особенно если он не очень рассчитывает добиться успеха с помощью лжи. Начинать расспросы надо с незначительных мелочей, чтобы не вынуждать ребёнка сразу по-крупному лгать только из-за того, что он напуган уже первым вопросом. Если спрашивать спокойно и естественно, то у ребёнка не возникнет необходимости сразу оправдываться.
  • Измените стиль общения с ребенком, устраните причины, вынуждающие его обманывать. Ложь детей может свидетельствовать о нарушениях во взаимоотношениях со взрослыми.
  • Будьте искренними. С привычкой говорить неправду бесполезно бороться, если члены семьи сами неискренни друг с другом. Ребенок интуитивно усваивает этот стиль общения. Доверие нарушается, если сами родители обманывают детей, не сдерживают обещания; применяют в воспитании строгие наказания: придирчивы, несправедливы и подозрительны.
  • Объясните ребенку, что говорить неправду он может только в том случае, когда правда звучит невежливо. Нельзя, например, сказать другу, что его подарок тебя разочаровал, или в гостях критиковать хозяйку, объявляя всем, что мама лучше готовит.
  • Отделите поступок от личности ребенка. «Я знаю, что ты хороший мальчик. Но ты соврал и поступил плохо. Не нужно так себя вести. Я расстроен твоим поведением». В этом случае Вы не обвиняете ребенка, ему нет необходимости защищать свою личность, входить в положение униженного, оправдываться.
  • Обсудите с ребенком, как можно было бы поступить по-другому, не прибегая ко лжи.
  • Дайте понять, что даже если он в чем-то провинился, то лучше рассказать правду, даже если его будут ругать. Потому что если он соврет и это раскроется, то ругать будут в два раза сильнее: за проступок и за обман.
  • Ориентируйтесь на три момента: возраст ребенка, особенности его характера и меру лжи.

Возрастные особенности детской лжи:

  • Если обманывает ребенок 2-4 лет, то, скорее всего он фантазирует и не осознает последствий своих действий. В этом возрасте важно не ругать ребенка, не обвинять и не навешивать ярлыков «лгунишка», «врунишка». В этом случае лучше мягко пожурить ребенка и дать понять, что обман его раскрылся, а мама расстроена таким поведением малыша.
  • Если говорит неправду ребенок 5-7 лет, ложь нужно пресекать. Именно в этом возрасте ребенок решает для себя – можно ли врать, выгодно ли это? Если ребенок Вам врет, покажите ему, что обман не сработал, Вы его раскрыли, покажите свое огорчение поведением ребенка.
  • Если лжет ребенок старше 8 лет, не задавайте провокационных вопросов: «Это кто разбил чашку?», «Какие оценки в школе (как прошла контрольная работа)?», «Кто это сделал? Почему не сделал?», не устраивайте допросов. Обвинения вызывают агрессию. Лучше замечания и уличение во лжи формулировать в позитивной форме: «Я разговаривала с твоим тренером, ты уже два раза не был не тренировке. Я заволновалась, может что-то случилось или тебе не нравится. Как тебе помочь?»
  • Если обманывает ребенок не очень совестливый, проказливый, то можно наказать и поругать (поведение, а не личность). Если лжет ребенок совестливый, ранимый, чуткий, тревожный, то в этом случае бывает достаточно оценивающего и понимающего обман взгляда или укоризненного огорчения родителей.
  • Если ребенок лжет – фантазирует, переводите ложь в творческое русло. «Какой у тебя интересный рассказ получился! Давай его нарисуем/запишем/слепим…».

Не забывайте о том, что вы любите вашего ребенка, не смотря ни на что – ни на плохие поступки, ни на капризы, ни на ложь. Помните, что большинство детей проходят через период лжи, не становясь патологическими лгунами!

 

**********

Не бывает плохих детей
 
Детство – это то, с чего начинается жизнь каждого человека. Это период, который опре­делен как самый яркий и важный этап в разви­тии личности.
Многих трудностей можно избежать, если с самого рождения ре­бенка строить его воспитание в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальной предрасположенностью.
Все мы воспитываем детей в меру своего умения, редко задумываясь, почему в некоторых ситуациях поступаем именно так, а не иначе. Часто от родителей можно услышать: «У всех дети как дети, а у меня...» И дальше они не стесняются в эпитетах: неряшливый, растяпа, лентяйка, неуч (а то еще хуже – дубина). Навешивание ярлыков занижает самооценку ребенка, и со временем он действительно начинает им соответствовать. Часто самооценки детей являются прямым отражением отношения к нему окружающих. Правило «не вешать ярлыков» помогает поддержать в ребенке веру в свои возможности, особенно на этапах обучения чему-то новому. Детям необходимо говорить о поступке или поведении, но никак не о его личности.
К сожалению, дети не всегда оценивают образовательные возможности, предложенные родителями. Часто блестящеебудущее, нарисованное родителями в своем воображении, разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, скажем, музыкой или спортом. Пока ребенок мал, родителям удается с ним справиться. Но вскоре малыш превращается в строптивого подростка, который начинает выражать протест всеми доступными ему способами. Может быть, родителям стоит задать себе вопрос: эти занятия, собственно, чье желание? Заполняя жизнь ребенка «нужными» и «полезными», на ваш взгляд, занятиями, не забудьте оставить ему время на то, что для него действительно важно.
Мы любим своих детей, и они любят нас. Но иногда мы перестаем понимать друг друга. В поиске выхода из сложившейся ситуации мы не всегда находим подходящий.
К сожалению, во многих семьях взаимодействие с детьми сводится только лишь к совместному выполнению домашнего задания. Этого ли ждут от нас наши дети? Чувствуют ли они себя любимыми? Важно отметить, что большое значение для детско-родительских отношений имеет не количество, а качество времени, проведенного вместе. Поэтому, даже если ваш день расписан буквально по минутам, найдите время поговорить с ребенком или посидеть вечером у его кровати, почитать книгу. А настоящий реванш возьмите в выходные дни.
Часто детей лишают радости познания и собственных открытий, все делая за них, изначально опережая их стремления и желания, не давая проявиться их потенциальным возможностям, их самовыражению. Он хочет сам что-то сделать: поставить, снять, стянуть, достать, и не только хочет, но и может, но мама все делает за него. Ребенок же не находит применения своим умениям. Сначала потому что не дают взрослые, а потом привыкнув к бездеятель­ности. Самостоятельность не развивается, любознательность гасится. Таким образом в ребенке воспитывается беспомощность, безиницативность, зависимость.
Американская писательница Эрма Бом-Бек говорила: «Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда меньше всего ее заслуживает». И это действительно так. Не бывает плохих детей — есть дети, которым плохо! И негативным поведением ребенок говорит взрослым о том, что ему плохо. А к плохому поведению приводит отсутствие теплых, доверительных, уважительных отношений.
Плохое поведение имеет определенные цели:
  • требование внимания или комфорта;
  • желание заявить о себе, неповинове­ние (если взрослый не учитывает инте­ресов ребенка);
  • демонстрация своей несостоятельнос­ти, когда взрослый навешивает ярлыки: «Если я плохой (ая), значит, я и буду вести себя так».
Многие родители считают, что от них не потребуется личного участия в развитии собственного ребенка. Однако их ждет разочарование, поскольку многие вопросы они все-таки должны будут решать самостоятельно. Личность ребенка формируется в семейной структуре и под воздействием межличностных взаимоотношений в семье.
Чтобы выстроить конструктивные, гармоничные, комфортные взаимоотношения, родители не должны:
  • отказываться от объяснений — перед тем, как что-то запретить, необходимо объяснить почему;
  • вспоминать прошлое («А вот в прошлом году...») — следует разобраться, прояснить ситуацию и забыть о ней;
  • указывать ребенку на его схожесть с родственниками («Весь в отца (мать)»);
  • подчеркивать минусы, неудачи ребен­ка — уместно сказать: «Ничего, ты мо­жешь лучше, я верю в тебя»;
  • игнорировать ребенка.
Хороший помощник в гармонизации детско-родительских отношений — юмор. Смейтесь вместе с ребенком, подмечай­те забавные стороны во всем, что с вами происходит. Только не иронизируйте — ребенок еще недостаточно опытен, чтобы понимать подтексты. Всю информацию, эмоции, чувства дети воспринимают бук­вально.
Советский педагог Василий Сухомлинский писал: «Ребенок не может жить без смеха. Если вы не научили его смеяться, радостно удивляясь, сочувствуя, желая добра, если вы не сумели вызвать у него мудрую и добрую улыбку, он будет смеять­ся злобно, смех его будет насмешкой».
Существует ряд факторов, влияющих на возникновение проблем в детско-роди­тельских отношениях:
  • стили родительского поведения;
  • количество детей в семье;
  • возрастная разница между детьми;
  • характер детских взаимоотношений;
  • применяемые в семье меры дисципли­нарного воздействия;
  • структура и условия жизни семьи;
  • полная семья или нет;
  • незнание взрослыми возрастных особенностей детей.
Эти факторы, конечно же, накладывают серьезный отпечаток на развитие ребенка. У всех родителей в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А случается, что родители сами, применяя радикальные методы воспитания, делают что-то такое, из-за чего им становится стыдно. Никто не застрахован от ошибок. Но в воспитании, как и в других сферах социальной жизни, осознание опыта чужих ошибок дает возможность избежать собственных.
«Доказано, что потребность в любви, принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей». Ребенок, который постоянно слышит, что у родителей нет на него времени, будет искать родственные души среди других людей. А родители, несмотря на затраченные усилия, станут ему чужими. Для ребенка важно, когда родители принимают и любят его такого, какой он есть, выражают заинтересованность его делами, хвалят его, говорят комплименты, ни с кем его не сравнивают. Он должен знать, что взрослые его всегда поддержат.
«Избегайте общения с ребенком, нахо­дясь в другой комнате, повернувшись ли­цом к плите или раковине с посудой, смотря телевизор, читая газету, сидя, откинувшись на спинку кресла или лежа на диване». Помните, что родители — самые близкие и родные для ребенка люди. Вы­слушать своего малыша так, чтобы он и в дальнейшем делился с вами своими мыс­лями и проблемами, непросто. Искренний интерес, не очерченное никакими рамками время общения и сердечное внимание по­могут вам вникнуть во все детские дела и заботы, а детям — почувствовать, что их любят и уважают.
 
************
 
Воспитание сказкой или влияние сказки на развитие ребенка
 
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами» - так писал В. Сухомлинский.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Но самое главное сказки нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения ребенка. Именно со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Через сказку малыш получает свои первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо.
Привлекательность сказок в процессе развития личности ребенка можно объяснить следующими достоинствами:
§в сказках нет обучения и нравоучений;
§главный герой сказки не имеет определенного места действия, а значит, может быть везде;
§дети чувствуют себя защищенными, так как всегда добро побеждает зло;
§тайна и волшебство сказки расширяют границы возможного и реального.
Любая сказка выполняет в развитии ребенка ряд функций - ознакомительную, коррекционно-развивающую (развивается мышление, воображение, память, внимание ребенка, мелкая моторика и координация движений рук; развивается речь); интеграционную (ребенок включается в социальную среду); логопедическую (развивается фонематический слух, артикуляция моторики). Например, при чтении сказки можно спросить у ребенка: Как дует ветерок? (вью-вью). Как дует ветер? (у-у-у). Как дрожат от холода? (в-в-в). Как жужжит шмель? (ж-ж-ж). Как рычит собака? (р-р-р).
С помощью сказки родители смогут развить у ребенка:
§умение слушать;
§умение познавать;
§умение сравнивать, сопоставлять;
§умение мыслить словами;
§связную речь;
§интерес к учебе;
§внимание;
§память;
§воображение;
§эстетические чувства;
§чувство юмора.
Но такой эффект возможен лишь в случае, когда малыш заинтересован и увлечен, поэтому выбирайте сказочные темы, подходящие для определенного возраста.
Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных, о взаимодействии людей и животных. В данном возрасте дети идентифицируют себя с животными и могут легко перевоплощаться в них, копируя их манеру поведения. С 5 лет, ребенок начинает идентифицировать себя с человеческими персонажами – принцами, царевнами, богатырями, солдатами и т.д. С 5-6 лет дети предпочитают слушать и читать волшебные сказки.
Читающий или рассказывающий родитель, должен помнить некоторые правила:
1.    При рассказывании стараться использовать слова и жесты, которые вы должны запомнить и повторять при каждом новом пересказе. У детей хорошо развита непроизвольная память, и они часто требуют создать ту же обстановку, что в и первый раз.
2.    Разными интонациями и жестами окрашивайте положительные и отрицательные поступки участников рассказа, сказки.
3.    Рассказывая историю, делайте вид, что сами верите в неё.
4.    Один и тот же герой в разных рассказах и сказках должен иметь одни и те же качества. Так, кот не может быть сегодня храбрецом, а завтра – трусом. Лиса в сказках всегда хитрая.
5.    В сказках и рассказах должен быть смешной персонаж.
6.    Дети обожают победу слабого, но хорошего человека, животного над плохими силачами.
Сказка – это замечательное средство семейного общения и развития ребенка.
Она помогает установить доверительные отношения, развить речь ребенка и его фантазию, познакомить с окружающим миром и научить общаться.
Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!
 
Разные возможности – равные дети
В связи с рождением ребёнка с особенностями психофизического развития у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, своему ребёнку, который не такой, как все, к другим людям и к жизни вообще. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка становится сложной для семьи, родители оказываются в психологически непростой ситуации.
Пожалуйста, помните, что:
· "Особые" дети не хуже и не лучше остальных. Просто у них другие возможности. Для ребенка с особенностями развития его состояние естественно. Он не жил с другим слухом, зрением, руками, ногами, телом, головой. Так что чья-либо жалость для него не понятна и не полезна.
· Прежде всего, обращайте внимание на то, что у ребенка сохранно, что он может. Именно это - основа и основной его ресурс для развития и адаптации к жизни.
· Старайтесь предоставлять ребенку с особенностями возможность пробовать сделать все самому. Если он просит помочь, постарайтесь действовать вместе с ним, но не вместо него!
· "Особые" дети дают окружающим шанс проявить лучшие чувства и качества: доброту, сочувствие, щедрость, любовь... Не упускайте эти возможности, - не прячьте их, не прячьтесь от них!
· У всех людей одни и те же закономерности развития. Перед вами, прежде всего, ребенок. А детям можно и нужно улыбаться, смеяться и играть. Особенности физиологии или психологии "необычного" ребенка помогут вам проявить фантазию и придумать, как это осуществить.
Все люди разные. Одним "медведь на ухо наступил", у других "память дырявая", у третьих - нестандартный набор пальцев, четвертые ходят только с палочкой... - и при этом ВСЕ ОНИ МОГУТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫ.
Правила для родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями:
· Преодолевайте страх и отчаяние.
· Не теряйте время на поиски виновного – его просто не бывает!
· Определите, какая помощь необходима вашему ребенку, и начинайте, обращайтесь к специалистам.
Общие стратегии нормализации жизни семьи:
· Не замыкайтесь в своих проблемах. Попытайтесь найти опору в родителях других детей с особенностями в развитии. Вы поймете, что не одиноки в своем несчастии. Опыт других семей позволит быстрее преодолеть негативные эмоции, даст надежду на будущее.
· Не скрывайте ничего от близких. Держите их в курсе проблем вашего ребенка.
· Находите и изучайте информацию о возможностях обучения и воспитания вашего ребенка.
· Ищите подходящие образовательные учреждения. Будьте реалистами, но не пессимистами. Научитесь справляться со своими чувствами.
· Уважайте себя и свою семью, никаких заискивающих моментов - типа просительный, извиняющийся тон, уход от гуляющих детей с площадки и т.д. Ровное, доброжелательное, независимое и уверенное поведение.
· Помогайте другим людям с аналогичными проблемами, почувствуйте себя сильными.
· Не пренебрегайте обычными повседневными обязанностями, но не давайте им себя захлестнуть.
· Не забывайте о себе, своих увлечениях и пристрастиях. Находите возможности для собственного развития, а также развития и совершенствования нравственного и профессионального других членов семьи.
·Берегите свои нервы и психику. Расслабляйтесь иногда, ходите в театры, кино, гости (не стесняйтесь прибегнуть к помощи родственников). Найдите себе отвлекающий момент - разводите цветы, стихи пишите, язык выучите и т.д.
·Чаще устраивайте семейные праздники. С викторинами, с играми, всякими изюминками. Пусть ребёнок участвует в подготовке. Это важно. Зовите гостей. Не ограждайтесь - пусть все знают - ваша жизнь продолжается. Она полноценная и интересная.
·Заведите домашнего питомца. Это поможет ребёнку адаптироваться. Научит заботе и повысит собственную значимость, а также отвлечёт от мысли - я один, все играют, а я сижу.
ЖИВИТЕ ПОЛНОЙ ЖИЗНЬЮ, РАЗВИВАЙТЕ ИНТЕЛЛЕКТ, ПОМНИТЕ :
С РОЖДЕНИЕМ ОСОБОГО РЕБЁНКА ЖИЗНЬ НЕ КОНЧАЕТСЯ.
ОНА ПРОСТО СТАНОВИТЬСЯ НА ПЛАНКУ ВЫШЕ.
ВЫ ДОЛЖНЫ СТАТЬ СУПЕР!!!!!!
ПОМНИТЕ: ВАШ РЕБЁНОК, ВАША СЕМЬЯ, ВАШ ДОМ - НЕ ЖАЛКИЕ, СЛАБЫЕ, А СИЛЬНЫЕ, МУЖЕСТВЕННЫЕ, РЕДКИЕ - ОСОБЫЕ!!!!
 
********
Права ребёнка и обязанности родителей
(консультация для родителей класса)
 
Здравствуйте, уважаемые родители. Одной из ведущих, концептуальных идей XX в., имеющих значимость как для мирового сообщества в целом, так и для каждой страны в отдельности и каждой личности в частности, явилась идея прав человека. Применительно к нашему времени особую актуальность приобрело движение за права детей, имеющее не столь давнюю историю, если сравнивать со всей протяженностью во времени дискуссии по правам человека.
В 1924 г. Союз спасения детей и Лига женщин разработали первую Декларацию прав ребёнка, теперь известную больше под названием Женевская Декларация (по месту создания). Её цель - улучшить положение детей во всём мире.
23 ноября 1989 г. ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка, которую ратифицировали многие страны, в том числе и Республика Беларусь (летом 1990 г.).
Помимо конвенции в каждой стране есть свой документ, в котором зафиксированы права и обязанности ребёнка в различных сферах. В Беларуси это Закон «О правах ребёнка», принятый в 1993 г. Много упоминаний о конкретных правах содержится в:
• Кодекс о браке и семье Республики Беларусь;
• Гражданский кодекс Республики Беларусь;
• Конституция Республики Беларусь;
• Закон РБ «Об образовании лиц с ОПФР»;
• О президентской программе «Дети Беларуси»;
 жилищном и др.
Конвенция – это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, которые государства возложили на себя для защиты данных прав. Этот документ признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет, если по законам страны возраст совершеннолетия не наступает раньше. В конвенции сформулированы права детей, которые им гарантируют государства независимо от их национальности, цвета кожи, пола и религии. Этот документ, в отличие от всех предшествующих международных актов по правам ребенка, ввела ряд новых прав, которые условно классифицируются в 4 группы:
1.    Права, связанные с выживанием. Они включают право на жизнь, медицинское обслуживание, достойные условия жизни, кров, пищу, заботу родителей.
2.    Права, связанные с защитой. Обеспечивают его защищенность от всех форм насилия, а также особые права детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
3.    Права, связанные с развитием. Они охватывают право на образование (специальное образование), коррекционную помощь путём обеспечения доступности и создания специальных условий, полноценное развитие в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями и способностями, социальная адаптация и интеграция указанных лиц в общество, приобретение навыков самообслуживания, подготовка к семейной жизни, право на отдых и досуг.
4.    Права, связанные с участием. Предполагает права на подготовку к трудовой и профессиональной деятельности, право высказывать своё мнение, свободу мысли, совести и религии.
Итак, главная цель Конвенции – максимальная защита прав ребенка.
Сейчас много говорят о правах ребенка, но существует и другая сторона той же проблемы - права родителей.
Андрей Дементьев писал: “Сначала выполнять обязанности надо, а уж после предъявлять права”. Об этом можно долго говорить и спорить.И на наших глазах становится все более актуальным преимущественное право родителей на воспитание своих детей.Семья обязана содействовать реализации прав и интересов членов семьи, на нее возлагается ответственность за воспитание и содержание детей, их защиту. За семьей признаются преимущественное право и обязанность определять формы, средства и методы воспитания детей. Оно отражено в Кодексе о браке и семье (ст. 65) и в других государственных документах Республики Беларусь, которые были сказаны раннее.
Важно помнить, что каждый ребёнок имеет право на компетентное воспитание, на то, чтобы родители обеспечили ему достаточную степень защищенности и психофизического комфорта (ст.14, п.2 «О специальном образовании»).
А для этого ребёнок
üдолжен быть любимым;
üрасти в физически и психологически безопасной среде;
üбыть выслушанным и услышанным;
üчувствовать уважение к себе со стороны родителей.
Давайте посмотрим, как вы знаете права детей:
1.    Попытайтесь опровергнуть высказывание, используя статьи Конвенции о правах ребёнка.
·У детей есть только одно право: делать то, что им велят родители и педагоги, воспитатели. Все остальные права приходят в своё время, когда закон наделяет человека полной правовой ответственностью. ( В статье 2 говорится о том, что все права распространяются на всех детей без исключения. Госудаство обязано защищать ребёнка от любых форм дискриминации и принимать необходимые меры по защите прав.)
·Ребёнок должен жить в свое семье, когда это не противоречит его наилучшим интересам. (В соответствии со статьей 9 ребенок имеет право жить со своими родителями, за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребёнка. Ребенок также имеет право сохранить связь с обоими родителями в случае разлучения с одним из них или с обоими.)
2.    Выберите правильный ответ.
·Кто несёт основную ответственность за воспитание ребёнка?
а) педагоги, родители +
(Согласно статье 18 родители совместно несут основную ответственность за воспитание ребёнка. Государство должно оказывать им надлежащую помощь.);
б) никто;
в) члены правительства.
·На кого Конвенция о правах ребёнка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей?
а) на благотворительные организации;
б) на иностранных спонсоров;
в) на государство +
(Согласно статье 20 государство обязано обеспечить социальную защиту ребёнка, лишенного семейной среды, и обеспечить соответствующую альтернативу семейной заботы либо помещение в соответствующее учреждение по уходу за детьми.).
ООН считает человека ребёнком от рождения до:
а) 16 лет;
б) 18 лет +
(Согласно статье 1 ребёнком признаётся лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте.);
в) 19 лет.
·Государство должно защищать ребёнка от экономической эксплуатации и работы, которая:
а) не указана в официальных справочниках;
б) может мешать образованию и вредить здоровью +
(Согласно статье 32 ребёнок имеет право на защиту в случаях, когда ему поручается работа, представляющая опасность для его здоровья, образования или развития. Государство должно установить минимальный возраст для приема на работу и определить требования в отношении условий труда.);
в) не соответствует интересам и склонностям ребенка.
Социальный педагог. Как мы видим документов, регулирующих права детей немало. Как же можно знакомить детей с их правами. Маленький ребенок не в силах изучить взрослые документы. На помощь могут прийти детские сказки и рассказы. Например, прочитав сказку “Золушка” можно познакомить ребенка с правом на защиту от физического насилия, грубого обращения, оскорбления и унижения. А сказка “Заюшкина избушка” поможет понять ребенку, в чем заключается право ребенка на личное имущество. Вы не знаете можно ли ребенка познакомить с правом на образование? Прочитайте ему рассказ Л. Толстого “Филиппок”, а после чтения обязательно поговорите с ребенком о том, для чего нужно учиться? Для чего надо знать буквы и уметь читать и писать? Можно стать, например, врачом, если этому не учиться? и др.
Чтобы соблюдать права ребёнка, и педагогам и родителям необходимо постоянное самообразование.
Для этого мы вместе!
 
*******

  «Режим дня каждого»

(для родителей детей раннего возраста)
 
Дети – это наше будущее. Каким оно будет, зависит от нас, взрослых. Что же необходимо для формирования здорового образа жизни, а также повышению сопротивляемости организма ребенка к воздействию окружающей среды? Ответ прост, как всё гениальное – соблюдение режима дня. А под ним понимается, не только точное время приёма пищи, сна и бодрствования, как думают многие родители, но и многое другое, что входит в режим дня. Что же такого необыкновенного в режиме дня? Почему его соблюдение гарантирует детям здоровье?
·Утренняя гимнастикапод веселую музыку создает бодрое настроение, дает заряд на весь день, развивает координацию в пространстве. Детям нравятся разнообразные пособия: гремящие шарики и кубики, ленточки, палочки, яркие флажки и платочки, погремушки, колокольчики, веревочки. Можно делать имитационные упражнения без предметов.
-Непоседа-ветер (взмахи руками над головой)
Знает всё на свете.
Знает, как поёт лягушка: (приседаем и прыгаем, имитируя движения лягушек)"
Ква-ква-ква".
Знает, как шумит ракушка: (встаём, складываем ладони лодочкой и подносим к правому, а затем левому уху)
"Шу-шу-шу".
Знает, как кричит ворона: (машем руками, как крыльями)
"Кар-кар-кар".
Знает, как мычит корова: (хлопаем в ладоши)
"Му-му-му".
·Ежедневные прогулки утром и вечером в любую погоду за исключением холодных температур (ниже -15oС). Они оздоравливают и развивают. Прогулка состоит из нескольких частей: наблюдение за природой, самостоятельная деятельность детей, беседы с детьми об окружающем мире, игры большой и малой подвижности. Пример активных и шумных игр: ходьба (по бревну, по горке, по пенькам), бег (догонялки), игры с мячиком (бросаем, ловим), прыжки (на двух ногах и через препятствия – камушки), лазанье (обруч, тоннель), катание на качелях и с горки. Пример малоподвижных игр: с песком и водой (куличики, секретики), с камушками и шишками (выкладывание, собирание), с мячом (перекатывание от ребенка к взрослому) и обратно, катание мяча с горки), рисование (палочками, мелками), прятки, игры с пальчиками (они забавляют малышей, развивают мелкую моторику и координацию движений, активизируют речь, память и мышление, пробуждают творческое воображение и внимание), например:
Киска ниточки мотала
И клубочки продавала.
 – Сколько стоит?
 – Три рубля. Покупайте у меня!
Вращать руками, как бы наматывая нить на клубок, вытянуть обе ладони вперед, показать три пальчика, сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони.
·Обязательный дневной сон, как один из периодов отдыха организма. Приятная, тихая музыка способствует расслаблению организма, помогает детям плавно перейти от бодрствования к отдыху.
Чтобы пробуждение было приятным, уделяем немного времени бодрящей гимнастике. Делать её можно прямо в кроватке или на коврике.
Где же наши ручки?
Вот наши ручки!
Где же наши ножки?
Вот наши ножки!
А вот это глазки, ушки,
Щечки толстые подушки,
А вот это что? Животик!
А вот это Анин ротик!
Покажи-ка язычок,
Пощекочем твой бочок.
·Полноценное витаминизированное питание– источник энергии и роста.
·Важнейшим ежедневным занятием с детьми раннего возраста являются подвижные игры. В подвижных играх используются знакомые детям основные движения: ходьба, бег в одном направлении, бег врассыпную, катание мяча, прыжки, бросание в цель, бросание и ловля мяча, имитационные движения, ползание.
·Закаливание детей раннего возраста также является важным фактором, способствующим укреплению здоровья малышей. Это воздушные и водные процедуры, солнечные ванны. Они проводятся строго в соответствии с возрастом ребенка и временем года. Цель закаливания - выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой.
В процессе закаливания в организме ребенка происходят весьма сложные изменения. Клетки покровов тела и слизистых оболочек, нервные окончания и связанные с ними нервные центры начинают быстрее и целесообразнее реагировать на изменения окружающей среды. Все физиологические процессы в тканях и органах, в том числе расширение и сокращение кровеносных сосудов, протекают экономнее, быстрее и совершеннее. Кроме того, окрепшие под влиянием закаливания кожа и слизистые оболочки становятся менее чувствительными и проницаемыми для ряда болезнетворных микробов и их ядов, а способность организма к борьбе с уже проникшими в него микробами возрастает. К закаливанию относится:
1)        Соблюдение времени пребывания на прогулке, согласно режиму дня. Поддержание нормальной температуры воздуха в помещении (+19+20 oС);
2)        Воздушные ванны после дневного сна с проведением физических упражнений;
3)        Правильный подбор одежды, облегченная одежда;
4)        Мытье рук, умывание, мытье ног (в летний период).
·Дыхательная, артикуляционная гимнастикиспособствуют развитию органов дыхания и речевого аппарата.Дыхательные упражнения помогают активизировать лимфатическую, эндокринную, сердечно-сосудистую и нервную системы.
Зайки нюхают цветы, как умеешь нюхать ты:
Носиком вдохнули (делаем носом вдох),
Ротиком подули (3 – 4 раза).
Солнышко вдыхаем, сон выдыхаем.
Улыбку вдыхаем – «капризики» выдыхаем.
Здоровье вдыхаем – болезнь отпускаем!
·Ходьба по ребристым дорожкам. Использование дорожек способствует такому важному этапу в формировании здоровья ребенка, как профилактика плоскостопия у детей.
Плоская стопа и дефекты осанки у малышей.На первый взгляд, между этими явлениями нет никакой связи. А тем временем у 60-70% детей именно плоскостопие является причиной искривления позвоночника и других серьезных нарушений осанки. Даже небольшое отклонение от нормы формы стопы может серьезно ухудшить физическое развитие ребенка. Динамические возможности плоских стоп ограничены, объем движений в суставах минимален, а значительный наклон стопы в сторону вызывает сильную боль. Дети с таким недостатком не могут долго стоять, быстро устают, жалуются на боли в ногах и бедрах.
·Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания - как неотъемлемая часть воспитания полноценной личности с привычкой думать и заботиться о своем здоровье.
Для достижения поставленной цели мы формируем навыки ухода за телом; создаем условия для закаливания; формируем навыки охраны личного здоровья и здоровья окружающих; даем представление о функциях тела; учим детей обращаться с опасными для здоровья вещами; демонстрируем значимость правильного отношения к здоровью.
·Создание приятной, теплой атмосферы, уютной, физиологически обусловленной обстановки: мебель по росту детей, яркие (но не раздражающие) цвета, игрушки и пособия из экологичных материалов, ухоженные комнатные растения, чистота, много света.
Сохранить здоровье и интеллект нации на современном этапе - главная задача, в решении которой проблема развития детей раннего возраста в условиях семьи является центральной. Так как насколько здоров ребенок - настолько он и развит.
 
 
*********
«Не бывает плохих детей»
 
        Детство – это то, с чего начинается жизнь каждого человека. Это период, который опре­делен как самый яркий и важный этап в разви­тии личности.
       Многих трудностей можно избежать, если с самого рождения ре­бенка строить его воспитание в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальной предрасположенностью.
      Все мы воспитываем детей в меру своего умения, редко задумываясь, почему в некоторых ситуациях поступаем именно так, а не иначе. Часто от родителей можно услышать: «У всех дети как дети, а у меня...» И дальше они не стесняются в эпитетах: неряшливый, растяпа, лентяйка, неуч (а то еще хуже – дубина). Навешивание ярлыков занижает самооценку ребенка, и со временем он действительно начинает им соответствовать. Часто самооценки детей являются прямым отражением отношения к нему окружающих. Правило «не вешать ярлыков» помогает поддержать в ребенке веру в свои возможности, особенно на этапах обучения чему-то новому. Детям необходимо говорить о поступке или поведении, но никак не о его личности.
     К сожалению, дети не всегда оценивают образовательные возможности, предложенные родителями. Часто блестящее будущее, нарисованное родителями в своем воображении, разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, скажем, музыкой или спортом. Пока ребенок мал, родителям удается с ним справиться. Но вскоре малыш превращается в строптивого подростка, который начинает выражать протест всеми доступными ему способами. Может быть, родителям стоит задать себе вопрос: эти занятия, собственно, чье желание? Заполняя жизнь ребенка «нужными» и «полезными», на ваш взгляд, занятиями, не забудьте оставить ему время на то, что для него действительно важно.
       Мы любим своих детей, и они любят нас. Но иногда мы перестаем понимать друг друга. В поиске выхода из сложившейся ситуации мы не всегда находим подходящий.
        К сожалению, во многих семьях взаимодействие с детьми сводится только лишь к совместному выполнению домашнего задания. Этого ли ждут от нас наши дети? Чувствуют ли они себя любимыми? Важно отметить, что большое значение для детско-родительских отношений имеет не количество, а качество времени, проведенного вместе. Поэтому, даже если ваш день расписан буквально по минутам, найдите время поговорить с ребенком или посидеть вечером у его кровати, почитать книгу. А настоящий реванш возьмите в выходные дни.
        Часто детей лишают радости познания и собственных открытий, все делая за них, изначально опережая их стремления и желания, не давая проявиться их потенциальным возможностям, их самовыражению. Он хочет сам что-то сделать: поставить, снять, стянуть, достать, и не только хочет, но и может, но мама все делает за него. Ребенок же не находит применения своим умениям. Сначала потому что не дают взрослые, а потом привыкнув к бездеятель­ности. Самостоятельность не развивается, любознательность гасится. Таким образом в ребенке воспитывается беспомощность, безиницативность, зависимость.
        Американская писательница Эрма Бом-Бек говорила: «Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда меньше всего ее заслуживает». И это действительно так. Не бывает плохих детей — есть дети, которым плохо! И негативным поведением ребенок говорит взрослым о том, что ему плохо. А к плохому поведению приводит отсутствие теплых, доверительных, уважительных отношений.
         Плохое поведение имеет определенные цели:
  требование внимания или комфорта;
  желание заявить о себе, неповинове­ние (если взрослый не учитывает инте­ресов ребенка);
  демонстрация своей несостоятельнос­ти, когда взрослый навешивает ярлыки: «Если я плохой (ая), значит, я и буду вести себя так».
        Многие родители считают, что от них не потребуется личного участия в развитии собственного ребенка. Однако их ждет разочарование, поскольку многие вопросы они все-таки должны будут решать самостоятельно. Личность ребенка формируется в семейной структуре и под воздействием межличностных взаимоотношений в семье.
        Чтобы выстроить конструктивные, гармоничные, комфортные взаимоотношения, родители не должны:
  отказываться от объяснений — перед тем, как что-то запретить, необходимо объяснить почему;
  вспоминать прошлое («А вот в прошлом году...») — следует разобраться, прояснить ситуацию и забыть о ней;
 указывать ребенку на его схожесть с родственниками («Весь в отца (мать)»);
 подчеркивать минусы, неудачи ребен­ка — уместно сказать: «Ничего, ты мо­жешь лучше, я верю в тебя»;
  игнорировать ребенка.
        Хороший помощник в гармонизации детско-родительских отношений — юмор. Смейтесь вместе с ребенком, подмечай­те забавные стороны во всем, что с вами происходит. Только не иронизируйте — ребенок еще недостаточно опытен, чтобы понимать подтексты. Всю информацию, эмоции, чувства дети воспринимают бук­вально.
        Советский педагог Василий Сухомлинский писал: «Ребенок не может жить без смеха. Если вы не научили его смеяться, радостно удивляясь, сочувствуя, желая добра, если вы не сумели вызвать у него мудрую и добрую улыбку, он будет смеять­ся злобно, смех его будет насмешкой».
      Существует ряд факторов, влияющих на возникновение проблем в детско-роди­тельских отношениях:
   стили родительского поведения;
   количество детей в семье;
   возрастная разница между детьми;
   характер детских взаимоотношений;
   применяемые в семье меры дисципли­нарного воздействия;
   структура и условия жизни семьи;
   полная семья или нет;
   незнание взрослыми возрастных особенностей детей.
       Эти факторы, конечно же, накладывают серьезный отпечаток на развитие ребенка. У всех родителей в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А случается, что родители сами, применяя радикальные методы воспитания, делают что-то такое, из-за чего им становится стыдно. Никто не застрахован от ошибок. Но в воспитании, как и в других сферах социальной жизни, осознание опыта чужих ошибок дает возможность избежать собственных.
      «Доказано, что потребность в любви, принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей». Ребенок, который постоянно слышит, что у родителей нет на него времени, будет искать родственные души среди других людей. А родители, несмотря на затраченные усилия, станут ему чужими. Для ребенка важно, когда родители принимают и любят его такого, какой он есть, выражают заинтересованность его делами, хвалят его, говорят комплименты, ни с кем его не сравнивают. Он должен знать, что взрослые его всегда поддержат.
       «Избегайте общения с ребенком, нахо­дясь в другой комнате, повернувшись ли­цом к плите или раковине с посудой, смотря телевизор, читая газету, сидя, откинувшись на спинку кресла или лежа на диване». Помните, что родители — самые близкие и родные для ребенка люди. Вы­слушать своего малыша так, чтобы он и в дальнейшем делился с вами своими мыс­лями и проблемами, непросто. Искренний интерес, не очерченное никакими рамками время общения и сердечное внимание по­могут вам вникнуть во все детские дела и заботы, а детям — почувствовать, что их любят и уважают. 

********

Разделы сайта