Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Врач-педиатр ЦКРОиР

Вакцинация гриппа

Вакцинация гриппа – лучшее решение для профилактики гриппа. Поскольку эпидемии гриппа начинаются с октября и длятся до мая, наилучшее время для проведения вакцинации – октябрь или ноябрь. 

Ежегодная вакцинация против гриппа рекомендована всем людям, которые хотят снизить вероятность заболевания гриппом. Особенно рекомендована вакцина против гриппа лицам с высокой вероятностью развития осложнений гриппа, таких как пневмония:

  • Взрослым и детям старше 6 месяцев с хроническими заболеваниями сердца или легких, включая астму.
  • Взрослым и детям старше 6 месяцев с ослабленной иммунной системой, диабетом или хронической почечной недостаточностью.
  • Женщинам, планирующим беременность в период сезона гриппа.
  • Детям в возрасте от 6 до 23 месяцев.
  • Людям старше 50 лет.

Вакцинация против гриппа противопоказана:

  • Людям, у которых была аллергическая реакция на введение вакцины против гриппа в прошлом.
  • Лицам с аллергией на яичный белок.

Возможны побочные эффекты вакцинации против гриппа. В месте введения вакцины на руке может ощущаться зуд или воспаление.

У некоторых людей в течение одного или двух дней после введения вакцины отмечаются характерные для простуды симптомы, включающие насморк, головную боль, кашель, а также слегка повышенную температуру тела.

Следует отметить, что преимущества при введении вакцины против гриппа намного превышают риск развития побочных эффектов. 

После введения вакцины защита от гриппа развивается в течение двух-трех недель и сохраняется около года – поэтому оптимальным временем для того, чтобы сделать прививку является сентябрь-ноябрь. 

Вакцинация в эпидсезон 2017-2018 гг. позволила предупредить среди населения области более 107 тысяч случаев гриппа и ОРИ не гриппозной этиологии, предотвращено более 34 тысяч обращений в амбулаторно-поликлинические учреждения.

Бакшук Л.А.,

врач-педиатр

ЦКРОиР г.п.Б.Берестовица

Рекомендации по оздоровлению детей с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются повышенной восприимчивостью к простудным и инфекционным заболеваниям, особенно к болезни верхних дыхательных путей. Это связано как с общим снижением реактивности организма в связи с поражением центральной нервной системы, так и с малой двигательной активностью ребенка.

Для укрепления здоровья детей важное значение имеет закаливание организма, повышающее выносливость организма к многообразным влияниям внешней среды.

Эффективность закаливающих процедур во многом зависит от правильности их проведения, поэтому необходимо учитывать рекомендации врача, состояние здоровья ребёнка, общее физическое развитие, тип нервной системы, самочувствие и настроение в данное время.

Следует использовать следующие виды закаливания: соблюдение режима дня, закаливание воздухом, закаливание водой, хождение босиком, двигательная активность.

Правильное построение и строгое выполнение режима дня является первой задачей физического воспитания, так как укрепляет общее здоровье ребенка. Выполнение определенной деятельности организма в определенное время приводит к образованию в мозгу условных рефлексов на время. В результате привычное время еды настраивает организм на принятие и переваривание пищи, привычное время для работы — на соответствующую форму активности. Мозгу не приходится каждый раз настраиваться на новую деятельность — само время готовит его к данной работе. Отсюда следует, что мозг экономит ресурсы, а деятельность протекает лучше. Ребенок, соблюдающий режим, имеет больше шансов на здоровье. При составлении режима дня следует учитывать возрастные особенности детей.

Закаливание воздухом можно осуществлять во время пребывания детей в помещении с температурным режимом +19+20 градусов. Приучать находиться в облегченной одежде, при этом учитывать, что у детей с ДЦП характерны периферические сосудистые спазмы. Из-за этого руки и ноги у них обычно холодные. Поэтому периодически необходимо массировать их руки и стопы, а на ноги надевать тонкие шерстяные носки. Стараться как можно чаще проветривать комнату (не менее пяти раз в день). Закаливание свежим воздухом рекомендовано при всех обстоятельствах для любого возраста, и особенное значение имеет для ослабленных детей. Следует приучать гулять ежедневно. Совместно с родителями подобрать одежду, чтобы не стесняла движения с учетом времени года и достаточно теплую для гуляющих в колясках. На улицу брать игрушки (лопатки, ведра и др.), чтобы малыши двигались. Проводить подвижные игры, а также дыхательные и физические упражнения, которые способствуют лучшему насыщению организма кислородом.

Более сильным и самым доступным средством закаливания для таких детей является умывание и мытье рук прохладной водой. Ежедневно проводить данную процедуру, после которой насухо растирать махровым полотенцем лицо, руки до легкого покраснения.

Хождение босиком не только закаливает, но и действует благотворно на сосуды, сердце и другие органы. Дело в том, что эта процедура оказывает активное воздействие на точки стопы, ответственные за многие органы: почки, желудок, глаза, сердце, мозг и так далее. Этот метод лечит не хуже точечного массажа. Кроме того, ходьба босиком служит лечению и некоторых видов деформации стопы, например, плоскостопия.

Таким образом, закаливающие процедуры активизируют функции всего организма ребенка, усиливают процессы дыхания, кровообращения, нормализуют сон, улучшают состояние ЦНС, что, в свою очередь, повышает сопротивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям.

Синдром двигательных нарушений у детей

 

         «Синдром двигательных нарушений» – для многих современных родителей этот диагноз звучит, как приговор. Врачи все чаще выносят такой вердикт маленьким пациентам. Этот синдром, как правило, дает о себе знать в первые недели жизни ребенка. При таком отклонении с самого рождения врачи могут наблюдать нарушения мышечного тонуса. Причем, как в сторону спада, так и в сторону повышения. Синдром двигательных нарушений может стать причиной медленного развития ребенка. Крайне медленными будут речевое и психическое развитие. Все из-за того, что нарушение мышечного тонуса препятствует формированию нормальных двигательных функций, проведению целенаправленных движений и овладению речью, в связи с чем ребенок значительно позже начинает сидеть, ползать и ходить. Заметить, что ребенок развивается неправильно, должен врач. Поэтому, пока ребенку не исполнится год, молодым родителям следует регулярно посещать врачей-специалистов.

         Признаки, которые помогут определить, что у ребенка синдром двигательных нарушений:

  • нарушения артикуляции;
  • бедная мимика;
  • позднее появление улыбки (позже, чем 3 месяца);
  • задержка зрительно-слуховых реакций;
  • слабый монотонный крик.

         При двигательных нарушениях ребенок может сам брать в руки игрушки, погремушки, но в то же время не понимать, что с ними надо делать. Если у малыша наблюдаются зрительные отклонения, то ребенок не может с первого раза дотянуться до нужной вещи, первые несколько попыток могут заканчиваться неудачей. Поэтому бдительный надзор – неплохая диагностика.

         Если синдром двигательных нарушений заметили на поздних стадиях (в 8-10 месяцев), то ситуация усложняется. Это возраст, когда нормальный ребенок уже произносит звуки, а кто-то даже целые слоги, но от детей с нарушенной двигательной активностью в это время слышится непонятное нытье. У них неправильная артикуляция, а поэтому трудно формируются голосовые реакции и произношение звуков. Ребенок в таком случае не осознает, что летит с его уст. Как следствие – дыхание становится тяжелым, открытие рта – неконтролируемым, кончик языка у таких деток становится лопатообразный, а не острый, как должно быть в норме. Когда детки с таким синдромом начинают говорить, их голос имеет носовой оттенок, и говорят они так, будто страдают от насморка.

          Проблему лучше предупредить, чем бороться с ней. По статистике 90 процентов детских двигательных нарушений проходят до полутора лет. Главное, чтобы врач вовремя заметил и назначил правильное лечение. Чаще отклонения лечат плановым курсом общего массажа. При тяжелых случаях назначают лечебную физкультуру, педагогическую коррекцию, подбирают специальный режим или же применяют физиотерапевтические методы.

          И все же общий расслабляющий массаж остается самым действующим способом лечения детских двигательных нарушений. Родители должны найти специалиста, который хорошо разбирается именно в специфике детского массажа и детского организма, ведь организм новорожденных слишком слаб и даже одно неправильное движение может привести к нежелательным последствиям. 15 сеансов общего массажа – и все начнет меняться к лучшему.

         Лечебная физкультура – как ее проводить?

  1. Прежде всего, работайте над тем, чтобы ребенок часто повторял отдельные движения – это поможет развить двигательный стереотип. Ежедневно изучайте по 3-5 новых движений, каждое из них повторяйте не менее 25 раз.
  2. Тренируйте двигательные навыки. Ребенок ни в коем случае не должен лежать, как овощ и молча наблюдать за всем, что происходит вокруг. Заставьте ребенка за чем-то потянуться, что-то достать. Провоцируйте двигательную деятельность малыша, стимулируйте речевую деятельность. Не нагружайте ребенка взрослыми словами, общайтесь с ним на его же языке, но не сводите все к примитиву. Пусть малыш сначала научится различать, что хорошо, а что нет. Пускай изучает эмоционально-психологические реакции, а там уже и до речи недалеко.

         Помните, что даже в тяжелых случаях своевременно начатое лечение или терапия поможет избавиться от функциональной недостаточности центральной нервной системы, ведь тяжелыми последствиями этого синдрома могут быть церебральный паралич и эпилепсия. А тогда лечение будет уже более долгим и тяжелым.

          Специалисты со спокойным сердцем говорят: если уделять ребенку достаточно внимания, следить за каждым изменением, каждым неправильным движением, то синдром двигательных нарушений можно быстро обнаружить, а при сотрудничестве со специалистами и при максимальной работе с ребенком от него легко можно избавиться.

        Главное, не терять надежду и не впадать в панику.

 **********

Психосоматические расстройства у детей и подростков
 
Нервно-психические реакции на происходящее порой вызывают симптомы, имитирующие различные заболевания. Подобные расстройства называют психосоматическими. Проблема психосоматических расстройств у детей и подростков приобретает все большую и большую значимость. В настоящее время их число достигает 40-68% от числа обратившихся за помощью к педиатрам. Единственной причиной возникновения психосоматических заболеваний (язвы желудка, бронхиальной астмы, гипертонической болезни и др.) является переживание психотравмирующей ситуации.
Часто дети жалуются на боль в животе, порой отказываются от еды, становятся грустными, раздражительными. Причин для подобных жалоб может быть много. Но одна заслуживает особого внимания. Ребенок в повседневной жизни попадает в различные ситуации и, естественно, не может на них не реагировать. Предрасположенный к ним ребенок отличается эмоциональностью. Его жалобы разнообразны: вчера болел живот, сегодня закололо сердце. Такие дети очень ранимы и легко расстраиваются по самому незначительному поводу. Они быстро утомляются, стеснительны и очень внушаемы.
Многие родители, воспитатели и учителя не задумываются, что такое расстройство действительно существует, а порой забывают об этом и учителя, по их мнению, ребенок должен «просто хорошо учиться в школе и подчиняться требованиям учителей». На самом деле все гораздо сложнее. По данным Института возрастной физиологии, примерно 20% детей, поступающих в школу, имеют нарушения психического здоровья пограничного характера, а к концу первого класса их становится уже60-70%. Ведущую роль в таком быстром ухудшении здоровья детей играет школьный стресс. Не последнюю роль в развитии школьного стресса играет неоправданная сложность учебных программ, дополнительные внешкольные нагрузки на детей. Нельзя не отметить, что школьная учеба - это постоянные контрольные работы, опросы. Известно, что ситуация проверки знаний является серьезным стрессогенным фактором, тем более что экзамены часто накладываются на проблемы, вызванные одним из сложнейших жизненных этапов - подростковым кризисом. Ясно, что в этот периодвсе обыденные школьные трудности ощущаются ребенком особенно остро.
 Важно понимать и то, что психосоматическое расстройство – это не способ симуляции, а заболевание, требующее лечения. Сочетание медикаментозной терапии и различных видов психотерапии дают оптимальный эффект. С целью создания в семье благоприятных условий для воспитания детей родители должны быть обеспечены психологической поддержкой. С помощью бесед, консультаций и лекций следует воспитывать у родителей умение создавать доверительные, ободряющие и эмоционально теплые отношения с детьми, столь нужные для предупреждения психосоматических расстройств и нервно-психических заболеваний. Ребенок должен чувствовать поддержку родителей, врачей и стремление ему помочь. Всегда поддерживайте его, старайтесь подходить к проблеме конструктивно – и она будет решена.
 
********
 
Патологические привычные действия у детей
Наиболее распространенными патологическими привычками у детей дошкольного возраста являются такие привычки, как сосание предметов, сосание пальца, грызение ногтей. Реже у дошкольников встречаются болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы (трихотилломания) и ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация). В основе патологических привычек лежит фиксация тех или иных действий. Для того, чтобы помочь детям избавиться от патологических привычек, родителям и педагогам необходимо, прежде всего, понимать природу этих привычек. В этиологии патологических привычных действий основное значение придается хроническим психотравмирующим переживаниям, неправильному, чрезмерно строгому воспитанию с применением физических наказаний, которые создают у ребенка состояние эмоционального напряжения, постоянной неудовлетворенности, вызывают у него противоречивые чувства к близким. Предполагается, что привычные действия как бы уменьшают, на время подавляют отрицательные эмоциональные переживания, что наряду с сопровождающим некоторые из таких действий чувством удовольствия способствует их фиксации.
Необходимо помнить, что при подавлении патологических привычек у ребенка усиливается чувство внутреннего напряжения. Более того, подавив одну привычку у ребенка дошкольного возраста, мы тут же получаем взамен другую. Особая трудность заключается в том, что в большинстве случаев у дошкольников отсутствует стремление к преодолению патологических привычек, более того, часто отмечается активное сопротивление попыткам взрослых устранить привычные и приятные для ребенка действия. Понимание патологических привычек как отрицательных появляется у ребенка лишь к концу дошкольного возраста. Наряду с общими чертами патологические привычные действия имеют присущие каждому из них особенности, а значит, и способы преодоления.
Сосание соски.
Что нужно делать?
1. Перестать обсуждать проблему соски.
2.Переключать внимание ребенка на более интересные занятия, разнообразить жизнь ребенка.
Чего делать нельзя?
1. Акцентировать внимание ребенка на проблеме соски. Необходимо снять проблему соски с обсуждения ее членами семьи (например, мамой, бабушкой, папой обсуждается постоянно при ребенке: "сосал ли он соску сегодня в детском саду", "помыл ли он соску, когда пришел из детского сада" и т. п.). Сдерживание взрослых от обсуждения проблемы соски дает положительный эффект: оказывается, что самому ребенку соска не так и была нужна, как предполагалось ранее родителями.
2. Ругать ребенка и тем более маму за привязанность ее ребенка к соске. Такая попытка со стороны помощника воспитателя может привести к эмоциональному срыву у матери.
Сосание пальца.
Сосание пальца как патологическая привычка встречается в основном у детей раннего и дошкольного возраста, однако иногда наблюдается и в младшем школьном возрасте. Наиболее часто наблюдается сосание большого пальца руки. Длительное наличие этой патологической привычки может вести к деформации прикуса.
Важно знать, что иногда такие методы, как намазывание горчицей, например, помогают отучить ребенка от сосания пальца. И эти случаи дают родителям возможность думать, что они проблему решили. Однако напомним, что особенность психики ребенка дошкольного возраста в том, что он легко находит замену одной привычки на другую. Если ребенок сосет палец, бесполезно пытаться запретить ему это делать, необходимо понять, почему он это делает. Сосание пальца успокаивает и умиротворяет ребенка, как и сосание груди, сосание соски. Сосание - это удовольствие раннего детства, удовлетворяющее основную потребность ребенка в пище. Поэтому сосание для ребенка - это вернейший способ успокоиться, когда он беспокоится или не может уснуть. Сосание пальца может выступать как средство компенсации неудовлетворенного инстинкта сосания вследствие затрудненности грудного вскармливания. Сосание пальца уменьшает чувство беспокойства, успокаивает и заставляет на время забыть физическую и душевную боль. В случае употребления матерью во время беременности алкоголя, наркотиков и курении предпосылка к сосанию пальца закладывается еще до рождения ребенка. Во всех случаях сосание пальца создает ребенку иллюзию удовлетворения и успокоения.
Что нужно делать?
1. Необходимо понять, почему ребенок сосет палец (компенсирует недостающее внимание к себе, стабилизирует свое эмоциональное состояние и др.). Прежде чем пробовать отучить ребенка от сосания пальца, необходимо подумать, что можно предложить ребенку взамен этой привычки, доставляющей удовольствие.
2. Установить доверительный контакт с ребенком, позаботиться о своевременном успокоении ребенка и снятии беспокойства, разумном пользовании соской в раннем возрасте.
3. Создать условия для разнообразия впечатлений ребенка и использования при взаимодействии с ребенком подвижных, эмоционально насыщенных игр.
Чего делать нельзя?
1. Всячески пытаться запретить ребенку сосать палец, тем самым привлекая к этой патологической привычке негативное внимание малыша.
2. Излишне ограничивать действия и проявления ребенка, способствуя усилению его напряжения и беспокойства.
Кусание или грызение ногтей (онихофагия).
Обкусываться могут не только выступающие части ногтей, но частично и прилегающие участки кожи, что часто приводит к воспалительным явлениям. Обкусывание ногтей может сопровождаться их проглатыванием.
 Грызение ногтей, как и сосание пальца, возвращает ребенка в период младенчества. Во время грызения ногтей ребенок дает выход своей агрессии, напряженности, психологического дискомфорта, раздражения и получает удовольствие. Если ребенок не выражает эти свои отрицательные чувства, они копятся у него и, не находя выхода, переполняют ребенка. В этом случае грызение ногтей ребенком воспринимается как спасение. Грызение ногтей - легко возникающая привычка, которая носит непроизвольный, автоматизированный характер, избавиться от нее чрезвычайно трудно.
Что нужно делать?
1. Необходимо научить ребенка адекватным способам выражения агрессии. Позволять ребенку свободно, адекватными способами выражать свою агрессию, гнев. Для этого дома необходимо иметь, например, специальную "подушку для битья", используя которую ребенок сможет при необходимости выражать свои негативные чувства. 
2. Нужно не просто отказаться от упреков, угроз и наказания, но и понимать то, что происходит с ребенком, переключать, отвлекать его в момент грызения ногтей. Необходимо уменьшить чрезмерные требования к ребенку со стороны воспитывающих взрослых. Нужно переключать пальцы малыша на более интересное и не менее приятное занятие всякий раз, когда замечаете у ребенка проявление этой привычки.
3. Необходимо настроиться на длительный период затухания этой привычки, который обычно примерно равен периоду ее протекания.
Чего делать нельзя?
1. Интеллектуально перегружать ребенка в ущерб другим сторонам психического развития.
2. Говорить ребенку про грызение ногтей, тем самым фиксировать словами в сознании ребенка эту привычку.
3. Всячески запрещать ребенку грызть ногти, наказывать ребенка за эту патологическую привычку.
 Чем больше стремление родителей убрать, ликвидировать внешний атрибут проблемы - будь то сосание пальца, предметов, грызение ногтей, тем меньше шансов устранить причину появления привычки. В профилактике патологических привычек большое значение имеют нормализация внутрисемейных взаимоотношений, мягкое и ровное отношение к ребенку, удовлетворение его потребности в эмоциональной теплоте и ласке, систематические оздоровительные и физкультурные мероприятия, развитие творчества.
К патологическим привычкам необходимо относиться с должным вниманием. Только тогда ситуация ребенка изменится в желаемую сторону.

                                                                                                  *********

 
 
Как  помочь  ребенку  с  энурезом
Энурез, или недержание мочи у детей — одна из самых распространенных причин тревоги у родителей, заставляющая их обратиться вместе с ребенком за консультацией к врачу. Энурез — это расстройство, которое характеризуется несформированностью навыка самостоятельного контроля за опорожнением мочевого пузыря, в результате чего возникают повторные эпизоды непроизвольного мочеиспускания во время сна и в состоянии бодрствования. 
 Существует ряд причин развития энуреза у детей. Большое внимание в последние годы уделяется изучению роли наследственного фактора. Действительно, родители некоторых детей, страдающих энурезом, сообщают о том, что имели в детстве аналогичные нарушения. Подсчитано, что если у отца или матери имелось недержание мочи, то риск развития энуреза у их ребенка повышается в 6 раз. Во всех случаях, когда у ребенка отмечаются какие-либо необычные явления при мочеиспускании, в том числе и болевые ощущения, необходимо без промедления показать его врачу. Специалисты-урологи или нефрологи, обследуя детей с энурезом, могут выявить у них заболевания органов мочевыделения или различные аномалии их строения, имеющие врожденный характер или возникшие в результате бытовых травм. Например, малая емкость мочевого пузыря проявляется частыми мочеиспусканиями в дневные часы, сочетанием дневного и ночного энуреза. У некоторых детей с энурезом обнаруживаются инфекции мочевыводящих путей, которые требуют проведения специальной терапии.
Однако у многих детей с энурезом врачи не находят изменений со стороны органов мочевыделения. Как правило, в этих случаях энурез развился в результате психологического конфликта. В качестве наиболее типичного примера может быть приведена следующая ситуация. В семье ребенка появляется новорожденный малыш. К этому времени старший ребенок уже освоил навыки опрятности. Поскольку внимание к старшему ребенку со стороны родителей в этот период ослабевает, то у него может возникнуть чувство покинутости и беззащитности, способное пробудить стереотипы поведения, свойственные младшему возрасту, в том числе и недержание мочи. Важно подчеркнуть, что ребенок не делает это специально, а, наоборот, бессознательно стремится привлечь к себе внимание родителей, ощутить любовь и заботу с их стороны. Другими стрессовыми факторами, которые порой провоцируют развитие энуреза, могут быть физическая травма, ожог, госпитализация, хирургическая операция, а также сильный испуг, конфликты в семье, развод родителей.
Важным фактором, способствующим развитию энуреза у детей, служит задержка темпов созревания у них; центральной нервной системы вследствие раннего органического повреждения головного мозга, связанного с нарушениями течения беременности и родов матери. Обычно таким детям ставится диагноз минимальной мозговой дисфункции. У детей с энурезом наблюдаются нарушения сна, которые рассматриваются некоторыми специалистами в качестве ведущей причины энуреза. В одних случаях это трудности засыпания с беспокойным поверхностным сном, а в дру­гих—чрезмерно глубокий сон с нарушениями пробуждения.
Энурез может сформироваться также в результате недостаточной или неправильной практики воспитания у детей навыков опрятности или случайного закрепления реакции опорожнения мочевого пузыря в неприемлемых для этого условиях. Правильное обучение детей навыкам опрятности невозможно в случае, если родители придерживаются двух совершенно противоположных воспитательных подходов—относятся к этому без должного внимания, с безразличием или, наоборот, проявляют чрезмерную жесткость и даже наказывают ребенка за «провинность». И если первая ситуация вполне понятна, то вторая требует пояснения. Представим себе строгую маму с твердым характером, которая отдает все свои силы во имя благополучия ребенка, но при этом слишком увлекается борьбой за чистоту, которую, на ее взгляд, нарушают естественные оправления маленького ребенка. Возникновение энуреза в этом случае не связано с тем, что ребенка не учили сдерживаться, оно — результат своеобразной подсознательной реакции протеста, неповиновения требованиям матери, отношение которой кажется ему недоброжелательным и злым. Взрослея, такой ребенок может получать порочное удовольствие от форм поведения, расстраивающих и раздражающих мать. Отсутствием полноценного воспитания, по-видимому, объясняется и тот факт, что дети, длительно находящиеся в детских учреждениях, чаще мочатся в постель, нежели дети, живущие дома.
Несмотря на разнообразие причин, вызывающих энурез, практически всем детям данной группы свойственны неуверенность в себе, пониженное настроение, стеснительность, замкнутость, ранимость, а в некоторых случаях — раздражительность, вспыльчивость, трудности поведения. Все это необходимо учитывать при оказании им помощи.
Успешное лечение энуреза возможно лишь при условии активного, заинтересованного участия в этом самих детей и их родителей. Родителям следует сохранять терпимость, спокойствие, с пониманием относиться к проблемам ребенка, связанным с таким расстройством, и избегать грубости и наказаний, которые могут усилить у ребенка тревогу, чувство вины, раздражительность и тем самым оказать отрицательное действие на течение энуреза. Важно внушать ребенку веру в собственные силы и в успех лечения. Родители могут применить систему поощрений ребенка за «сухие» ночи, предложить ему вести с их помощью дневник, в котором «сухие» и «мокрые» ночи помечаются специальными значками (например, ребенок рисует солнышко или тучу). Ребенку объясняют, что если ему удастся добиться того, что «сухих» ночей станет больше за определенный срок или их окажется пять или десять подряд (выбор ближайшей цели определяется в зависимости от исходной частоты эпизодов энуреза), то он получит приз. Конечно, родителям лучше подойти к данной процедуре творчески и учесть индивидуальность ребенка. А информация о частоте энуреза, собранная в таком дневнике, исключительно полезна для врача. После эпизодов энуреза нужно регулярно менять одежду и белье, причем лучше, если это будет сделано самим ребенком.
При лечении энуреза родителям следует придерживаться ряда общих правил. Это соблюдение ребенком режима дня, полноценное питание с ограничением острых, экстрактивных веществ, искусственных ароматизаторов, приема жидкости в вечерние часы, отказ от употребления фруктов и овощей, содержащих большое количество воды. Важно избегать переохлаждений, переутомления ребенка, а также сильных волнений и эмоций перед сном. Прежде чем лечь в постель, он обязательно должен сходить в туалет и помочиться. Постель у него должна быть достаточно жесткой, а если сон его очень глубокий, то рекомендуется несколько раз переворачивать ребенка во сне.
С самого начала лечения энуреза целесообразны специальные упражнения по тренировке акта мочеиспускания, которые направлены на выработку осознанного ощущения наполненности мочевого пузыря и закрепление механизмов, обеспечивающих уверенность в самостоятельном контроле мочеиспускания. Существует несколько подобных упражнений. Например, ребенка просят как можно дольше сдерживать позывы к мочеиспусканию, после чего нужно измерить объем выделенной мочи (он будет соответствовать объему мочевого пузыря, что важно знать врачу). Упражнение проводится ежедневно. Оно особенно эффективно, если энурез связан с малой емкостью мочевого пузыря. Однако если у ребенка при выполнении этого упражнения появляются боли, то от него следует отказаться, немедленно сообщив об этом врачу. Проведя достаточный курс тренировки осознанного желания помочиться, переходят к усложнению упражнения: после длительного сдерживания мочеиспускания ребенка просят начать мочеиспускание и приостановить его, вновь начать и вновь приостановить. В ряде случаев уже после проведения этих простых упражнений удается добиться прекращения энуреза.
Если улучшения не происходит или ребенок по каким-либо причинам не в состоянии выполнять эти упражнения, то может быть использована методика ночных пробуждений по расписанию. В течение первой недели ребенка будят через каждый час сна, начиная с полуночи. В дальнейшем его будят лишь один раз за ночь спустя определенное время после засыпания, которое подбирается с таким расчетом, чтобы за оставшуюся часть ночи ребенок не обмочился. Этот отрезок времени постепенно уменьшают: от трех часов до двух с половиной, двух, полутора и, в конце концов, до одного часа после засыпания. Если эпизоды энуреза повторяются за неделю дважды, то снова применяется цикл однократных ночных пробуждений с момента времени, равного трем часам после засыпания.
Весьма эффективными могут оказаться и такие приемы. Каждый вечер перед тем как уснуть, ребенок в течение нескольких минут старается мысленно представить себе ощущение наполненности мочевого пузыря и дальнейшую последовательность собственных действий. Вслед за этим он идет в туалет и мочится. Целесообразно также непосредственно перед сном с целью самовнушения несколько раз медленно повторить, например, такие слова: «Я хочу всегда просыпаться на сухой постели. Пока я сплю, моча крепко-накрепко заперта в моем теле. Когда я захочу помочиться, то быстро встану сам».
Вопрос о необходимости лечения энуреза лекарствами решает врач. Необходимо иметь в виду, что применение любого лекарства, как правило, регламентируется определенным сроком (обычно от одного до двух-трех месяцев) и по окончании курса лечения возможно возобновление энуреза. Поэтому в течение года врач обычно назначает несколько курсов лечения. По согласованию с врачом детям рекомендуется принимать лекарства во время путешествий, поездок в лагерь, в периоды совместного проживания с друзьями или чужими людьми.
В лечении энуреза у детей могут успешно использоваться и другие методы, в частности фитотерапия, физиотерапия, рефлексотерапия, психотерапия.
 
 
 

Разделы сайта